ПРЕДИСЛОВИЕ
Никто не будет уверен в, Вас, пока, Вы, не будете уверены в себе.
Уверенный в себе человек заслуживает доверия.
Понятие архетипа.
• Архетипы – это врожденные формальные присущие всему человеческому роду образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
• Архетипы универсальны для всех культур, времен и народов.
Карл Густав Юнг (26.7.1875, Кесвиль, кантон Тургау — 6.6.1961, Кюснахт, кантон Цюрих)
— швейцарский психолог и психиатр, основоположник аналитической психологии. 1
Родился в семье реформатского священника.
С 1895 года учился в Базельском университете, в 1900 году, получив диплом врача, стал ассистентом Э. Блейлера в психиатрической клинике Бургхёльцли в Цюрихе.
С 1907 года Юнг — активный сторонник психоанализа, один из ближайших сотрудников З. Фрейда,
президент Международной психоаналитической ассоциации (1910–1914) и редактор её главного журнала.
В 1913 году после разрыва с Фрейдом вследствие накопившихся теоретических разногласий Юнг покидает психоаналитическое движение и в последующие годы разрабатывает свой вариант глубинной психологии.
Центральное в учении Юнга — понятие «коллективного бессознательного».
Его ядром являются архетипы — устойчивые структуры, независимые от сознания, заключающие в себе опыт всех предшествующих поколений и одинаковые во все эпохи у всех народов.
Также Юнгу принадлежит теория об интроверсии и экстраверсии.
По Юнгу, экстраверт направлен на внешний мир, а интроверт — на внутренний.
Обычно они сосуществуют, но одна черта становится ведущей.
Цель жизни по Юнгу — полная реализация «Я».
Этот процесс он назвал «индивидуацией».
Человек должен найти истинного себя, устранив внутренние противоречия, чтобы высвободить энергию для самосовершенствования.
В 1948 году в Цюрихе основан Институт К. Г. Юнга.
Сны выводят на свет материал, который не может быть порожден жизнью взрослого сновидца или его детским опытом.
Мы склонны считать его частью архаического наследия, которое ребенок приносит с собой в мир прежде любого своего собственного опыта и прежде, чем на него повлияет опыт его предков.
Мы находим дубликат этого филогенетического материала в самых ранних человеческих легендах и в ныне живущих обычаях
СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
Персона – то, что мы предъявляем социуму, это нам навязано культурой, воспитанием и т. д.
ЭГО — центр нашего сознания, то, что я в себе осознаю.
ТЕНЬ – то, что мы не осознаем то, что вытеснено психикой.
Все в бессознательном стремится к внешним проявлениям, и личность также имеет сильное желание развиваться с учетом своего бессознательного и приобретать свой собственный опыт целостности.
Индивидуация – одно из основных понятий у Юнга.
Это процесс личностного развития, что подразумевает установление связей между эго и самостью.
Эго является центром сознания; самость — ядром психики вообще, включая и сознание, и бессознательное.
Согласно Юнгу сознание и бессознательное постоянно взаимодействуют.
Они существуют не отдельно друг от друга, а являются звеньями единой системы.
приняв все свои стороны, тьму и свет, мужское и женское, божественное и земное, пережив радость и горе, мы можем стать цельной гармоничной личностью.
Персона (или маска)
— это то, какими нас видит окружающий мир, наш характер, роль в социуме, профессия, статус, стиль и манера подачи себя.
Мы можем нести во внешний мир самые разные маски и менять их в зависимости от ситуации
Эго — один из основных архетипов.
Это центр сознания, то, как мы сами себя ощущаем.
Это наши мысли, чувства, эмоции, вкусы, взгляды, осознаваемые желания.
Это идентификация нас, как отдельной уникальной личности.
Через Эго происходит связь между сознательным и бессознательным.
Тень – центр личного бессознательного, который мы чаще всего не принимаем в себе.
Это некая темная сторона Я.
В Тени живут наши желания, которые противоречат социальным нормами и стандартам, они не совместимы с Персоной.
Анима и Анимус – бессознательные структуры, отражающие представление об образе женщины (Анимы) и мужчины (Анимуса).
Другими словами, Анима – это женская часть в мужчине, а Анимус – это мужская часть в женщине.
Самость – центральный архетип, который формирует целостность личности.
Он упорядочивает взаимодействие бессознательного и сознания.
Самость –это фундаментальный и важный аспект личности человека, помогающий осознать смысл, направление и уникальную цель жизни.
Наши бессознательные желания, подобно нашему телу, являются кладовой обломков и воспоминаний прошлого.
Личное бессознательное
Материалом для формирования личного бессознательного становится прошлое индивида.
Эта формулировка аналогична фрейдовскому понятию бессознательного.
Личное бессознательное состоит из болезненных и подавленных воспоминаний, а также незначительных воспоминаний, просочившихся из области сознания.
Личное бессознательное содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания
Коллективное бессознательное
– это психическая деятельность человека, содержащая врожденный опыт прошлых поколений.
Исследуя культуру и традиций разных народов, Юнг установил, что некоторые образы и представления о жизни являются общими для больших групп людей.
Именно коллективное бессознательное помогает нам объединятся в народы и нации.
Основа коллективного бессознательного также представлена архетипами.
Оно [коллективное бессознательное] больше похоже на атмосферу, в которой мы живём, чем на что-либо, найденное внутри нас.
Это просто неизвестная величина.
Коллективное бессознательное Юнг идентифицирует коллективное, или трансперсональное, бессознательное с ядром всего психического материала, который не проходит через личный опыт.
Его составляющие и образы появляются, распределяясь между людьми всех временных периодов и всех культур.
Некоторые психологи, например Скиннер, безоговорочно приняли, что каждый человек рождается как «чистая доска», следовательно, психическое развитие возможно только через их личный опыт.
Юнг постулирует, что психика ребенка уже хранит структуру, определяющую и каналы всего дальнейшего развития, и способы взаимодействия со средой.
Юнгианский анализ человеческой природы включает исследования религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии и мифологии.
Архетипы
— это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами.
Они являются изначальными образами, воспоминаниями об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.
Ряд пациентов Юнга описывали сны и фантазии, включавшие удивительные идеи и образы, содержание, которых не могло быть прослежено из прошлого опыта индивида.
Юнг предположил, что в коллективном бессознательном есть уровень образности.
Юнг также открыл тесную связь между содержанием снов пациентов к мифическими и религиозными темами, найденными им в разных культурах.
Согласно Юнгу, архетипы являются структурно-формирующими элементами внутри бессознательного.
Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в существовании личных фантазий, и в мифологиях всей культуры.
Они имеют тенденцию появляться как основные паттерны — повторяющиеся ситуации и персонажи.
Архетипы имеют тенденцию появляться как основные паттерны— повторяющиеся ситуации и персонажи.
Каждая из главных черт личности является архетипом.
Эти структуры включают эго, персону, тень, аниму (у мужчин), анимус (у женщин) и самость.
Сами архетипы являются формами без собственного содержания, которые служат для того, чтобы организовывать или направлять в определенное русло психологический материал.
Они в чем-то подобны сухим руслам рек, чья форма определяет характеристики реки, когда-то протекавшей по ним.
Архетипы являются носителями энергии.
Все творчество — архетипический элемент.
Архетипические формы — это инфраструктура психики.
Архетипические паттерны подобны паттернам, организованным в кристаллическую структуру.
Нет двух совершенно одинаковых снежинок, но каждая снежинка имеет одну и ту же основную кристаллическую структуру
Психика проходит этапы взросления.
С помощью системы архетипов мы можем четко отследить на каком этапе находится человек и грамотно подобрать необходимые для его целей рекомендации -помогающие практики для решения его запросов.
Джозеф Кэмпбелл 1949 год “Тысячеликий герой”
Разработал теорию мономифа, выявляющую общие черты мифологически – религиозного и сказочного мирового наследия
“Их задачей было дать человеку инструкцию, приводящую к духовному развитию”
Кэрол Пирсон «12 архетипов» 2001 год
Некоторые основные правила терапии у психолога:
1 .Ограничение терапевтического часа. Сессия начинается и заканчивается вовремя, обычно она длится 50 минут.
Если клиент опаздывает, это его ответственность, и время сеанса не продлевается вне зависимости от причин опоздания.
2 .Оплата пропусков. Если клиент предупреждает о них позднее заранее оговорённого с терапевтом времени или пропускает сессии без предупреждения, он оплачивает пропуски.
3 .Заключение терапевтического контракта. Терапевт заключает с клиентом соглашение о длительности и частоте сессий, их стоимости и способе оплаты, времени и месте их проведения.
4 .Конфиденциальность.
5 .Действие в интересах клиента.
6 .Отсутствие интимных отношений.
7 .Оплата только за оказанные услуги и затраченное время работы.
8 .Решение об окончании терапии принимает клиент.
Проявления детской позиции у взрослых:
• Нежелание нести ответственность.
Человек перекладывает её на других людей, обстоятельства.
• Желание жизни без усилий.
Например, лёгких денег, быстрого успеха, мгновенных результатов без вложений своих сил и ресурсов.
• Безынициативность.
Человек ждёт каких-то волшебных знаков, возможностей, предложений, но ничего не делает для того, чтобы самому для себя эти возможности открывать и добиваться поставленных целей.
• Непринятие своих ошибок.
Человек прячет «улики», врёт, придумывает оправдания, просто всё отрицает.
• Отсутствие внутренней опоры.
Проявляется в неумении человека оставаться наедине с самим собой, защищать себя и оказывать себе поддержку.
• Магическое мышление.
Человек живёт в ожидании чуда, все достижения и неудачи в своей жизни объясняет случайностями или стечением обстоятельств.
• Демонстративность.
Взрослый в позиции ребёнка часто ведёт себя.
Терапевт всегда на позиции взрослого
Три этажа
Родитель – надо – 3 этаж
Взрослый –я выбираю –2 этаж
Ребенок –я хочу – 1 этаж
Сепарация
– отделение от родителей и создание своей собственной конституции.
Психологическая сепарация
— это процесс трансформации отношений «ребёнок — родитель» в сторону большего равенства.
Сепарация проходит поэтапно:
С 1 года.
Ребёнок начинает отделяться от родителя физически: учится ходить, брать вещи, познавать предметный мир.
С 3 лет.
Ребёнок отделяется эмоционально: начинает осознавать, что он, мама и папа — разные люди.
С 5–7 лет.
Ребёнок выходит из семьи в окружающий мир.
Этот этап может быть связан с детским садом, но чаще — со школой.
В итоге успешной сепарации появляется самостоятельный взрослый, который не зависит от родителей психологически, эмоционально, физически и экономически.
Он сам ставит цели, принимает решения, делает выбор.
Полная сепарация происходит в идеале в 21 год, но зачастую остается не пройденной и в 70 лет.