ПРАВОСУДИЕ: ЕСТЬ ЛИ ОНО? Равновесие • основа Великой Работы. Алхимическое изречение Мы завершили верхний ряд Старших Арканов Таро, тех, что составляют Царство Богов, область основных архетипов. (Смотри Карту Путешествия, Рис. 3). Теперь мы собираемся рассмотреть средний ряд. Царство Равновесия, которое называется так из-за своего расположения между небом и землей. Мы можем рассматривать верхний ряд как представляющий Дух, нижний ряд — как Природу, а средний ряд — как человека, который служит посредником между богами и животными. Среди всех земных творений только человек всегда стоит прямо, соединяя небо и землю, человек, воплощающий и подытоживающий союз духа и плоти. Посредством человека энергии инь и ян будут синтезированы и расширены. В течении шести дней Бог создавал небо и землю, и на седьмой день он отдыхал. Как мы увидели. Царство Богов, первичных архетипов, составляющих верхний ряд нашей карты, завершено. Его седьмая карта. Колесница, изображает героя, выехавшего на поиск самораскрытия. Теперь творец может отдыхать, т. к. здесь мы вступаем в Рис. 39 Царство Равновесия, в котором человек начинает играть более активную роль в продолжающемся процессе творческой эволюции. Верхний ряд показывает различные магические или сверхчеловеческие фигуры, достигая кульминации в колесничем, чье транспортное средство направляется невидимыми силами, держащими невидимые поводья. Теперь пришло время, чтобы человек взял эти поводья в свои собственные руки, участвовал в своем собственном развитии более активно. 131 Первая фигура, чьей помощью мы должны заручиться. — Правосудие или Справедливость (Рис. 39). Дурак говорят, что она оптическая иллюзия, потому что (как знает любой дурак) никакой справедливости нет. Как бы это ни звучало, это здоровый подход к огромной фигуре, возведенной на престол в этой картине, потому что это правда, что ее весы не будут взвешивать глаз за глаз и не будут устанавливать награду и наказание. Хитросплетения человеческого поведения слишком разнообразны и тонки, чтобы определяться таким механическим образом. Золотой меч. который выставляет Правосудие, посвящен более высокой цели, чем наказание нечестивцев, и он уж больно изысканное оружие, чтобы использоваться для спора по мелочам в угоду самодовольной добродетели. Поэтому мы должны примириться с миром, в котором обманщики, кажется, процветают, а невинные заканчивают на куче навоза. Иов был не первым и не последним, кто жаловался на это, и по общему признанию, ситуацию нелегко принять. Несмотря на столетия человеческого горя, к которому все мы добавили свои слезы, мы как-то все еще упорствуем в том, что в конечном итоге справедливость восторжествует. Но, как мы видим в Таро, Справедливость не является последней картой нашего путешествия. Независимо от того, располагаем мы ее вверху на небе или внизу в здании суда, она сидит там величественно в глазах нашего разума, неподкупная и вездесущая, готовая избавить нас от беспокойства морального конфликта, рассматривая вопросы невиновности или вины. »В конце концов.» — говорили наши предки. — «добродетель вознаграждается*. Может быть и так. Но мы ни на йоту не пришли к этому знаменитому концу концов, и что-то из происходящего до этого, может быть очень тягостным. Возможно, нам лучше найти другой подход к проблеме невинности и вины, потому что факт заключается в том, что мы все невиновны и все виноваты. Одно из значений слова «невинный» — невежественный. Только невежественность представляет себя невинной. Так что каждый из нас несет двойную ношу: бремя нашего невинного невежества и тяжелую вину, неизбежно возникающую с каждым новым укусом от яблока познания. Две чаши весов Правосудия пусты, готовые принять и получить нашу человеческую двойственность. Только до той степени, до которой мы также примем нашу двустороннюю природу, сможем мы подойти к ней и понять ее. Число этой карты — восемь, и арабское число восемь повторяет в своем вертикальном измерении две круглые чаши весов. И небесная, и земная оси явно включены в достижение баланса. Символизм Правосудия постоянно подчеркивает гармоничный союз противоположных сил. Сидящая на троне, эта огромная женская фигура символизирует сверхчеловеческую феминную силу. И в то же время она держит меч и носит воинский шлем, показывая, что маскулинная проницательность и смелость также присутствуют в ее работе. Ее меч находится ни в положении зашиты, ни в положении нападения, но устремлен прямо вверх, как можно было бы держать скипетр или другой символ суверенной власти. Возможно, Правосудие держит его таким образом, чтобы напомнить нам о пламенном мече у ворот Эдема, и предупреждает нас, что мы никогда больше не сможем вернуться к невинности детства. Теперь мы должны взять на себя полную ответственность за то достигнутое нами знание о добре и зле. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Оружие это огромно и сделано из золота, что еще раз подчеркивает его непреходящую ценность. »Я приду не с миром, но с мечом». На этом этапе в ряду Таро, герой навсегда покидает блаженный мир бессознательного, чтобы принять вызов и ответственность. которые представляет меч. Теперь он должен прекратить ругать Судьбу или своих родителей за их грехи по отношению к нему, какими бы реальными они ни были, и принять бремя своей собственной вины. Только дурак интересуется виной других людей, потому что ее он не может изменить. Если герой все еще видит своих родителей дьяволами, ответственными за его ошибки и ограничения, он все еще так же привязан к ним. как и когда представлял их своими непогрешимыми спасителями. Разрубить пуповину означает -психологически — отрезать себя от всех детских зависимостей, как негативных, так и позитивных. Ритуальное значение золотого меча Правосудия — жертва. В качестве жертвенного действия герой должен предложить свое инфантильное доверие своим родителям. В идеале его родители также возьмут нож. чтобы отрезать себя и освободиться от своей бессознательной зависимости от него. Только тогда возможны сбалансированные взрослые отношения между двумя поколениями. Меч также символизирует жертвоприношения иллюзий и притязаний различного рода. Здесь юное эго навсегда выходит из Эдемского сада. Он больше не может жить временной жизнью несбыточных мечтаний. Он должен использовать меч. чтобы отделить фантазию от реальности, и весы, чтобы измерить уймы возможностей совершенства, которые рисует его воображение против несовершенства реальностей пространства, времени и человеческой энергии. Меч представляет золотую силу различения, которая позволяет нам пронизывать слои путаницы и ложных образов, чтобы раскрыть центральную истину. В этой связи можно вспомнить Царя Соломона, когда к нему обратились две женщины, каждая из которых утверждала, что она мать одного и того же ребенка. Он предложил разрезать ребенка пополам, что сразу же раскрыло истинную мать по ее эмоциональной реакции. Острое понимание Соломона пронзило ситуацию насквозь, не используя его меч. Правосудие держит свой меч верхушкой в небо. Мощный и недвижимый, он действует, как нравственная вертикаль, держащая ее решения верными духу. В своей левой руке она держит весы, две чаши которых соединены горизонтальной планкой, подчеркивая земную ось. В отличие от меча, весы мобильны, предполагая относительность всего человеческого опыта и необходимость взвешивать каждое индивидуальное событие, как уникальный феномен. Его две чаши, символы фемининной восприимчивости и двойственности, контрастируют с бескомпромиссным одиночным утверждением маскулинного меча. Соответственно вертикальная и горизонтальная линии меча и весов вместе создают крест между духовным исканием и человеческим ограничением; между идеализмом и практичностью — крест, на котором мы все распяты. Правосудие сидит как посредник между этими двумя реальностями. Она не смотрит ни на меч. ни на весы, вместо этого она смотрит прямо перед собой, как будто в трансе. Понятно, что ее функционирование требует духовного инсайта, а не интеллектуального видения. Иногда она даже носит на глазах повязку, чтобы ее суждение не сбивалось деталями, и чтобы ее непредвзятость не оказалась 133 под влиянием личных мотивов. Она на обеспокоена сочетанием глаз и зубов. Здесь происходит более тонкое взвешивание и балансирование. По этой причине Алистер Кроули назвал эту карту Регулирование. Наши суды в основном заняты регулированием. Они поддерживают рабочий баланс между индивидом и государством, а также между одним индивидом и другим. Правильное решение правовой проблемы не определяется с помощью линейки. Истец, выигравший судебный процесс, никогда не сможет вернуть себе именно то. что было потеряно, будь то здоровье, материальные блага, его драгоценное время или его честное имя. Суд может только вынести решение о компенсации ему. Природа также предлагает компенсацию, хотя, опять же. именно то. что было потеряно, никогда не вернется вновь. Например, когда один орган чувств ослаблен, другие органы чувств становятся более острыми. Что бы ни было получено, никогда не бывает идентичным тому, что было утрачено, и нельзя сказать, что оно является его точной противоположностью: но оно компенсирует утраченную способности каким-то особым образом. Психика, как и тело, является частью природы, поэтому неудивительно, что она также действует в соответствии с аналогичными законами компенсации. Бессознательное всегда действует компенсаторным образом к сознанию. Сновидение не вносит фигуры, диаметрально противоположные сознательной точке зрения. Скорее персонажи сновидений изменяют позицию эго. Они не враги сознания: они должны рассматриваться скорее как противники в дружеской игре или как партнеры, занимающиеся обшей задачей. Юнг подчеркивает тот факт, что наши сны комплементарны точке зрения эго и что слово комплементарны означает «сделать завершенными*. Завершение, добавляет он. не является совершенством. Психика — это саморегулирующаяся система, целью которой является не совершенство. а целостность и равновесие. В «Психологии и Алхимии» Юнг показывает, как алхимия появилась как компенсация ортодоксального христианского мировоззрения. Сходным образом этих персонажей Таро, которых мы рассматриваем, можно увидеть как компенсаторную реакцию на стерильный интеллектуализм церкви. Конечно, их возрождение сегодня является счастливым противовесом нашей компьютерной психологии. Их тихая тайна помогает уравновешивать тяжелый груз сегодняшних статистических фактов. Эта нарисованные сообщения помогают нам восстановить наше равновесие. Наши сновидения также показывают нам картины — движущиеся картинки. Их персонажи разыгрывают аспекты нас самих, которые наш сознательный разум не понимает. Подобно двум сторонам весов правосудия, сознательное и бессознательное находятся в постоянном диалоге. Их поведение бесшумно, вечно сопровождающий балет компенсации. Созерцание Правосудия Таро предполагает множественные способы совместной работы противоположностей. Например, две перекладины весов на самом деле являются одним целым. Соединяющая планка держит их вместе. чтобы они могли функционировать. Это также удерживает их раздельно, чтобы они могли функционировать. То, как чаши противостоят друг другу, иллюстрирует исходное значение слова «противоположность», которое касается исключительно местоположения в пространстве. Первоначально это слово не имело никакого отношения к враждебности или Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию конфликту. Напротив, это подразумевало отношения, как наподобие «северная стена комнаты противоположна южной стене». Тем не менее обе эти противостоящие стены действуют вместе, чтобы поддерживать крышу. Двойные тарелки этих весов существуют в дружеской противоположности друг к другу. И исторически, и в нашем собственном личном развитии противоположности изначально были недифференцированными. Все было текуче и смешано. Даже сознание само по себе было полностью погружено в воды бессознательного. Потребовались столетия и столетия, чтобы сияющий Экскалибур появился из волы и нашел свой путь в руки Правосудия. Изначальное определение противоположностей. как напоминает нам Алан Уотс, иллюстрируется словами, все еще существующими в нескольких языках. Он приводит латинское слово altus, означающее одновременно и «высокий*, и «глубокий»; немецкое слово Boden, означающее и «чердак», и «первый этаж»; и наш английский глагол «to cleave», что означает и «удерживать», и «разделять». Мы видели, как меч Правосудия может использоваться и как принцип, за который можно держаться, и как инструмент разделения. В периоды стресса, когда мы теряем контакт с мечом, мы регрессируем к нашим бессознательным началам, где противоположности находятся настолько близко друг к другу, что они становятся почти совсем тождественными. Там, во власти водной Богини Луны, наши настроения меняются так же внезапно, как и ее собственные. Мы смеемся и плачем одновременно, или мы даем от ворот поворот возлюбленному, сразу же заливаясь слезами страстной тоски. Если давление велико, моральные оценки могут утонуть в эмоции. Тогда в ярости мы можем выхватить меч. чтобы покалечить или разрушить наших друзей, говоря психологически, или мы можем молотить им буквально, совершая бессмысленные преступления или деяния страсти. Когда бы мы ни чувствовали растущее внутри эмоциональное напряжение, медитирование на золотых весах Правосудия может помочь нам вновь вернуть наше равновесие. Они представляют собой красивое изобразительное утверждение способа, благодаря которому все противоположности могут креативно друг с другом работать. Золотая планка весов разделяет их таким образом, что такие силы как добро и зло или любовь и ненависть остаются разделенными, в тоже время она держит их вместе, так что они не могут развалиться и стать автономными. Как Шакти и Шива, эта пара навеки связана своеобразным танцем. Их сущность — вечное мягкое движение. В отличие от довольно плотного сложения фигуры Правосудия, изображенные здесь весы имеют тонкий и изящный дизайн. Мне нравится представлять, что Правосудие поднимается, держа их в воздухе (как ее иногда изображают). Когда она это делает, две чаши весов постоянно двигаются и качаются, как изящная подвижная конструкция. Одна швейцарская колода Таро изображает само Правосудие в движении. Она одета как дуэлянт, с мечом наготове, чтобы заняться спортивной дуэлью, являющейся ритуальной драмой противоборствующих сил. Эта швейцарская карта драматизирует тот факт, что этот вид взвешивания и балансировки, который символизирует Правосудие, не обязательно должен применяться только посмертно в одиночестве после свершившегося. С опытом он будет у нас наготове в моменты стресса, и мы будем готовы встретить удары и толчки наших каждодневных столкновений по мере их появления. 133 Любая сепарация из/от утробы бессознательного несет с собой чувство вины, т.к. она проявляется как нанесение раны целому. Сознательность — это активность самости: как таковая, она по сути является личным и индивидуальным делом. Проецируем ли мы ее на внешние законы или убеждения, или решаем ли мы моральные проблемы индивидуально, но место, в котором человек испытывает чувство вины, имеет отношение к его личному пониманию. У меня есть друзья, которые, положа руку на сердце, не могут есть ни яйца, ни мясо. Я знаю других, у которых нет диетических ограничений, но которые чувствуют себя виноватыми, если они регулярно не медитируют. Несколько юношей, приятелей моих сыновей, отказались воевать на войну во Вьетнаме, каждый из них сам работал для нужд фронта, но отказался носить оружие. Другие подвергались тюремному’ заключению, потому что они отказывались вообще как-либо содействовать. Каждый из этих молодых людей принял свое решение, и каждое решение было подходящим и, в этом смысле, правильным для него. Юнг так говорит об этом: «Никогда не следует забывать — и об этом надо напоминать фрейдистской школе, — что мораль не была спущена на каменных плитах Синая и навязана народу, но она является функцией человеческой души, такой же старой, как и само человечество… Это инстинктивный регулятор действия, который также управляет коллективной жизнью толпы*. Но. неизбежно, всегда существует культурное запаздывание между выражением индивидуальной сознательности и ее кодификацией в публичный закон. II задача судов состоит в том. чтобы преодолеть этот разрыв, взвешивая и измеряя индивидуальные прошения против писанного закона. Удивительно, но наши суды могут выполнять эту трудную задачу чаше, чем можно было бы себе представить. Возможно, это потому, что Правосудие в том виде, в каком оно появляется в Таро и в нашей традиции, является женщиной, и такие вопросы сознательности (совести?) попадают в традиционную сферу деятельности женщины, которая является чувством. В своем обсуждении чувствующей функции в «Лекциях по Юнговской Типологии» Джеймс Хиллман детально исследует тесные отношения между правосудием и чувством. Называя Билль □ Правах «документом чувствующей функции в лучшем виде*, Хиллман говорит: Иногда мы забываем, что применение закона правосудием это работа чувства, и что законы были изобретены не только для защиты собственности или подтверждения священнослужителей и правящий класс в их власти, но также и для оценивания трудных человеческих проблем и установления справедливости, правосудия в человеческих делах. Правосудие — это вопрос чувства, как в храмах Сатурна было изображено равновесие, или как Сатурн в гороскопе считается хорошо расположенным в знаке Весов. Соломоново решение — это не один единственный великолепный удар по гордиеву узлу сложностей, но вместо этого правосудие, осуществленное чувством. В марсельской колоде Правосудие выглядит несколько сурово и бескомпромиссно, но она не всегда была такой. Здесь показаны два других портрета этой фигуры, раскрывающие ее более мягкую, феминную сторону. Первая изображает Маат. египетскую богиню правосудия, истины и закона (Рис. 40). Ее символ, перо, связывает ее с царством возлита и духом птиц. Задача Маат заключалась во взвешивании душ мертвых, чтобы Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию определить их судьбу в преисподней. Для этого она клала свое перо на одну чашу и сердце умершего — на другую. Разыскивались те, чьи сердца под грузом вины были тяжелее, чем вес пера. Для выполнения этой задачи требовалось такое тонкое и изящное умение распознавать, как уравновешенность ее весов. Второй портрет, показанный здесь (Рис. 41) относится к Таро 15-го века, один из самых ранних, дошедших до нас. Здесь Правосудие изображено красивой молодой женщиной в платье в цветах. Ее вид очень женственный, почти Венерианский. Этот портрет Таро ясно связывает Правосудие и ее весы с Весами, которыми также управляет Венера. На самом деле, Правосудие связано с Весами через свою предшественницу, Астрею. Последняя, дочь Зевса и Фемиды, гуляла по земле во времена золотого века и имела благотворное влияние на человечество. Однако дальнейшая нечестивость и препирательство человека привели богиню на небо, т.к. дисгармония была против ее природы. Ей было дано определенное место на небесах как Деве. Позже созвездие Дева было разделено на два астрологических знака Дева и Весы. По своей сути Правосудие не волнует математическая точность, но, как и Астрею. ее заботит гармония, практичная красота, и тот тип истины, превосходящий механическое измерение. «Красота — это истина, истина — красота. Реальность поэтического тождества Китса, вдохновленного Мраморами Элгина, снова увековечена в колоннах Парфенона, которые кажутся ровными, но на самом деле вогнуты вверху. Если бы их пропорции измерялись по правилам логики, а не по шкалам гармонии, эти колонны казались бы очень тяжелыми наверху. Их размеры были созданы, чтобы соответствовать ограничениям и углу зрения человеческого глаза. Благодаря своей несовершенной правильности они достигли бессмертной красоты. Рис. 40 Рис 41 137 Это тот вид поэтического правосудия, который, очевидно, работает в судах и небесном, и земном. Его не волнует ни безжалостное морализаторство, ни вопросы преступления и наказания. Оно больше посвящено восстановлению универсальных вселенских законов гармонии и креативного баланса. Греческая философия и поэзия вторит этой идее. В соответствии с Гераклитом. «Солнце не перейдет свои границы: если оно перейдет. Эринии, служанки Правосудия, отыщут его*. И здесь описание Овидия падения Фаэтона: Фаэтон, сын Аполлона, умолял, чтобы ему позволили один день управлять по небу солнечной колесницей его отца. Аполлон попытался отговорить его от такого опасного начинания, но юноша упорствовал и получил поводья. Как только начался утренний порядок, небесные лошади поняли, что их ведет неопытная рука. Они побежали, сойдя со знакомой траектории и прошли так высоко, что небеса задымились: затем спустились так близко к земле, что снежные кроны гор начали таять, леса запылали, реки иссушились, и даже море пересохло. Наконец, чтобы спасти вселенную от разрушения, царь богов был вынужден бросить молнию на бегущую колесницу, и Фаэтон упал пылающим на земле. Аполлон, больной от горя, спрятал лицо, и в течение дня небеса были без солнца. В соответствии с Овидием. Фаэтон был сброшен вниз не из-за духа мстительного наказания, но, напротив, из акта милосердия — для восстановления равновесия природы — «для спасения вселенной от разрушения*. В идеале именно в этом духе наши суды также должны вершить правосудие — для сохранения единства целого, а не для наказание индивидуального. Безусловно Правосудие, изображенная на нашем Таро, кажется неуязвимой для ярости или мести. Она не Богиня, требующая поклонения, но посредник, которым можно пользоваться, В качестве таковой она устанавливает свои весы в соответствии с человеческими размерами, потому что это в человеческой природе, как и в ее собственной — создание гармонии между противоположными силами. Для духовного продвижения вперед необходимо постоянно быть начеку относительно этих спрятанных сил. Если забывать об этом, то можно сдвинуть внутренние весы в сторону авторитаризма или рабства. В любом случае человек утратит свою человечность. Идентификация с любой архетипической силой является изначально опасной. Представить, что мы являемся прекрасной и благодетельной Астреей, — означает раздуть себя до небесного положения над нашим ближними. Как и в случае с другими Старшими Арканами Таро, существует также неуловимая опасность отыгрывания архетипического значения карты вовне при игнорировании ее внутреннего значения. Когда это происходит в отношении с Правосудием, человек может потратить свою энергию, чтобы принести свои проблемы в суд, вместо того чтобы использовать ее для изучения и исследования его собственной внутренней дисгармонии. Несомненно, все мы можем вспомнить людей, которые кажется «склонными к правосудию*, эти невежественные души, то обманывающие, Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию то обманутые, которые постоянно втянуты в законные сражения или безнадежные крестовые походы того или иного рода. Как указывалось ранее, законодательные суды — полезные инструменты для достижения определенного рода компенсации и социального равновесия. Но иногда кажется, что искомое в судах на самом деле не находится в суде. Временами, возможно, мы ошибочно обращаемся в человеческий суд в поисках ответов, которые можно найти только в небесном суде. Нам всем необходимо быть в контакте с принципом вселенской гармонии и равновесия, чтобы быть уверенным, что за всеми видимыми несправедливостями жизни существует Высший Апелляционный Суд, один Высший Судия, с которым мы можем вести свое дело. В своем «Ответе Иов*у Юнг подчеркивает преданность Иова и веру в эту Единую Силу и его настойчивость в противоборстве с ее воплощением, Иеговой. Одним из основных откровений в трактовке Юнга этой темы является то. что каждый из этих главных героев раскрывается как нуждающийся в другом. Бог нуждается в человеке; Человек нуждается в Боге. Эта идея прекрасно выражена в известном стихотворении Джерарда Мэнли Хопкинса. Его название «Ты истинно справедлив. Господь» основано на двенадцатой главе Иеремии. Это одно из самых проникновенных стихотворений на английском языке, оно начинается: Ты истинно справедлив, Господи, если я буду бороться С тобой; Но, господь, все, о чем молю я — справедливость. Хотя библейский источник переводится различными способами, выбор Хопкинса слова «если» в приведенном выше предложении дает нам представление о том. что Всемогущий может воплотить наш образ Высшей справедливости, только если мы будем спорить с Ним. Хопкинс словно говорит, что справедливость на самом деле создается только благодаря такому диалогу между Богом и человеком. Возможно, на глубинном уровне человеческого опыта. Бог и человек являются двумя чашами весов, которые, действуя вместе, создают Равновесие — прочную гармонию, чьи красота и истина одни и выдерживают испытание временем. 139