ОТШЕЛЬНИК: ТАМ КТО-НИБУДЬ ЕСТЬ? Смотрящий наружу спит, смотрящий внутрь бодрствует. Юнг Рис. 42 В юнгианской терминологии Отшельник 1 (Рис. 42) изображает архетипического Мудрого Старца. Как и Лао-Цзы. имя которого означает «старик», монах, изображенный здесь, воплощает мудрость, которую нельзя найти в книгах. Его способность так же стихийна и так же не имеет возраста, как и огонь в его лампе. Немногословный. он живет в тишине одиночества, уединения — тишине до сотворения — лишь из нее одной может оформиться новое слово. Он несет нам не проповеди, он предлагает нам себя самого. Только лишь своим простым присутствием он освещает полные страха укромные уголки человеческой души и согревает лишенные надежды и смысла сердца. В соответствии с Юнгом, подобная фигура олицетворяет «архетип духа… пред-существующий смысл, сокрытый в хаосе жизни». В отличие от Папы, этот небольшой монах не восседает на троне как оратор и судья, вершитель всеобщих универсальных законов и прав, в отличие от Правосудия, он не держит никаких весов, с помощью которых можно взвесить что-либо неуловимое. невесомое. Эта фигура кажется очень человеческой, шагающей по обычной земле и несущей лишь свою собственную маленькую лампу, чтобы освещать свою дорогу. Как и Шут, он странник, и его монашеский капюшон, прототип колпака Шута, соединяет их двоих как братьев по духу. Но скорость этого старого путника более размерена, чем у юного Шута, и он не оглядывается за плечо. Очевидно, ему больше не надо учитывать, что лежит позади, он ассимилировал опыт прошлого. Ему также не требуется просматривать горизонты в поисках будущих возможностей. Он. Библиотека книг по магии/ЭЗотерике/саморазвитию кажется, доволен настоящим конкретным моментом. Его глаза широко раскрыты для восприятия этого — чем бы это ни было. Он поймет и справится в соответствии со своим собственным истолкованием. Его лампа кажется подходящим символом для индивидуального понимания мистического. В то время как главный фокус Папы лежит в религиозном опыте, условно предписанном Церковью. Отшельник предлагает нам возможность индивидуального просвещения как универсального человеческого потенциала, опыта, не ограниченного канонизированными святыми, но доступного, в некоторой степени, всему человечеству. Пламя, которое держит Отшельник, могло бы представлять дух. являющийся квинтэссенцией, присущий всей жизни — это центральное ядро смысла, которое является неуловимым пятым элементом, превосходящим четыре элемента земной реальности. Он предлагает нам этот внутренний свет, золотое пламя, которого само по себе рассеивает духовный хаос и тьму. Пламя частично сокрыто за заслонками, чтобы защитить его от элементов, и. возможно, также для того, чтобы его яркий свет не ослепил Отшельника или не ослепил тех. кого он встречает на своем пути. Он знает, что его огонь необходимо тщательно контролировать, чтобы он был полезным. Контейнированный. он может согреть его и защитить его от зверей, неконтейнированный огонь сам по себе может стать ненасытным зверем, пожирающим Отшельника и уничтожающим его мир. Одна из заслонок лампы Отшельника кроваво-красная, словно свет, проходящий сквозь нее, связан с цветом человеческих плоти и крови, окрашенных страстью и состраданием, отобранными из опыта всей жизни. Другие цвета этой карты также показывают естественный подход Небесного Духа, поскольку он выражает себя в природе. Подкладка халата желтая, что указывает на связь с «золотом философа*. этот самородок смысла, глубоко погруженный в земную природу и человеческую природу. — это драгоценное вещество, которое было целью алхимика раскрывать и освобождать. Как свидетельствует живое пламя Отшельника, он сам достиг этой цели. Хотя они могут различать разные слова, чтобы выразить свои цели, многие сегодня ищут свое сокровище, как буквально, так и символически. На буквальном уровне истощение энергии и перенаселенность побудили ученых открыть новые пути для освобождения гигантских сил, запертых в атомной структуре. И параллельное обнищание человеческого духа с его последующим лишением психической энергии вынуждало все большее число людей во всех областях заглядывать внутрь, чтобы выявить то. что Юнг назвал «неоткрытым я» с его запасами первичной энергии и древней мудрости. Это время всеобщего поиска на многих уровнях. В мифах и сказках, когда бы герой ни терял свой путь или ни попадал в тупик в поиске сокровищ, обычно появляется Мудрый Старец, неся новый свет и надежду. Сходным образом подобная фигура может материализоваться в наших собственных снах. Это особенно верно, когда наша личная дилемма отражает сходную безвыходную ситуацию нашей культуры в целом, т.к. Отшельник нашел внутри себя то. что игнорировалось или было утрачено обществом. Тогда не случайно, что в культурную полночь нашего времени Отшельник Таро снова появился, как звезда, чтобы пролить свой древний свет на наши современные проблемы. HI Хотя его возвращение может показаться неожиданным, на самом деле оно уже давно назрело. С начала века наши поэты видели приближающуюся тьму. Более пятидесяти лет назад Уильям Батлер Йейтс предупреждал: Все шире — круг за кругом — ходит сокол. Не слыша, как его сокольник кличет; Все рушится, основа расшаталась. Мир захлестнули волны беззаконья; Кровавый ширится прилив и топит Стыдливости священные обряды; У добрых сила правоты иссякла, А злые будто бы остервенились. (пер. Кружкова Г.) Какое лучшее описание нашей нынешней дилеммы? Печально известные •Уотергейтские ужасы» нашей внешней истории были только тихой рябью в море смятения и коррупции, которыми охвачен внутренний дух людей повсюду. Церемония невинности действительно утоплена, и анархия освобождается от мира. Как предвидел Йейтс, разгром уже не просто вопрос жадности и жажды власти — эти тезисы являются периферийными проблемами. Это «центр», который не удержится долго. Что-то абсолютно неправильно в ядре жизни. Мы лишены смысла. По мнению Юнга, стремление к смыслу является движущей силой, благодаря которой порождаются все остальные аспекты психики, включая само эго-сознание, В отличие от Фрейда, который утверждал, что стремление к самости является производной сексуального либидо, Юнг считал, что влечение к смыслу существует с рождения как инстинкт в человеческой психике. Он верил, что человек по своей природе является религиозным животным. Если мы примем это допущение, станет абсолютно ясно, что настоящее лишение жизненности традиционного религиозного символизма, вместе с разрушением семейной структуры, привело нас к ненасыщаемой пустоте в самом центре нашего существования. Неудивительно, что мы становимся жертвами ложных богов и что наша ‘страстная сила», неиспользованная, оказывается на службе дьявола. В свете этого Уотергейт — и даже фашизм — становятся тревожно объяснимыми, У человека есть непреодолимая потребность испытывать страсть к чему-либо — найти смысл и цель как часть великого плана, превосходящего простые заботы Эго — посвятить свою жизнь и энергию служению высшему авторитету. Как мы знаем, мы обязательно начинаем наше путешествие к сознанию, проецируя этот авторитет на внешние фигуры в нашем окружении (отец, президент, король, император, жреи, священник, судья, гуру и т.д.). В нашем ряду Таро мы до сих пор следовали за героем, когда он последовательно знакомился с некоторыми из этих архетипических фигур. Теперь же наш герой сталкивается с Отшельником. Если он открыт для сообщения этого монаха, он последует его примеру, начав исследовать и поддерживать свою собственную внутреннюю искру, как это делает Отшельник. Если герой готов наблюдать и слушать, Мудрый Старец может помочь ему найти свою собственную лампу. Но если герой еше не созрел для сообщения Отшельника, он может неверно истолковать его множеством странных способов. б Библиотека книг по магии/эз.отерике/саморазвитию Как мы наблюдали в связи с другими фигурами Таро, одной из возможностей неправильно понять смысл такого архетипического персонажа — рассматривать его фигуру буквально, а не символически. В случае с Отшельником, например, наш герой может отрастить бороду, облачиться в монашеское одеяние и сандалии и направиться. — возможно, в некую далекую страну ~ в поисках гуру, чтобы спроецировать на него совершенную мудрость и просветление. Или он может найти уже готового гуру по соседству, уже имеющего группу со сходными наряженными последователями, к чьим рядам он присоединится. Не сумев найти того, на кого он может спроецировать Мудрого Старца, герой в отчаянии может ввергнуть себя, юного и неопытного человека, на роль такого архетипического Старика. Если это случается, ищущий может сам начать культ, притягивая своих собственных последователей. Или, разбитый бременем архетипической роли, которую, по его мнению, он не в состоянии играть, он может вообще отойти от жизни. И тогда мы можем найти его сидящим со скрещенными ногами в городском сквере, с отсутствующим и пустым взглядом статуи, «отколовшимся* от человечества и нормальной человеческой ответственности. Идентификация себя с любым архетипом в любом возрасте может иметь разрушительные последствия. Человек может подвергнуться инфляции, выпасть из весов человеческого измерения; или, раздавленный тяжестью невозможного, человек может в депрессии превратиться в овощ. В любом случае, его человеческое существование искажено. Очевидно, что архетипический персонаж — сверхчеловек. Никто из людей нс может стать архетипической фигурой. Любая такая попытка безнадежна и обладает элементами трагедии. Но когда юноша заменяет колпак бесшабашного Шута на капюшон отшельника и угрюмый вид, результат кажется вдвойне печальным: т. к. будет казаться, что он не только нацелен на невозможное, но и пренебрег в процессе золотыми возможностями, которые по праву принадлежат юности. Как будто его внутренний календарь каким-то образом жутко перепутался. Но. конечно, это наш внешний календарь и культура искажены, наше время «не в порядке*. В нынешней путанице наш поиск Мудрого Старца, который мог бы помочь нам правым делом, сделал из нас всех Гамлетов — в одно мгновение размахивающих нашими мечами из-за безответственности, а в следующий миг погребенных в противоречивых монологах. Каждый из нас имеет смутное искушение чувствовать, что («О. злое проклятье) он один был «рожден, чтобы его исправить. Люди всех возрастов, затопленные болотом культуры и отрезанные от Бога внутри, будут искать дух везде — часто не в святых местах. Как показала гитлеровская Германия, при столкновении с неразберихой, многие люди хватаются за первую предложенную униформу и отправляются строевым шагом, чтобы спасти мир. Общеизвестно, что все войны, в некотором смысле, «священные войны*. В равной степени верно и то. что даже одеяния мирного монаха или гуру обладают потенциалом превратиться в униформу настолько же смертельную, насколько любое правительственное дело. Мы ищем Мудрого Старца, т. к. это действие находится в нашей инстинктивной природе, и нас влечет к нему страхами и тревогами современной цивилизации. Одним из страшнейших среди них. как обнаружил У. X. Оден, является ужас анонимности. В своем стихотворении «Эпоха Тревоги» Оден охарактеризовал нашу эпоху и говорил за всех нас. когда написал; из Опасения, которые мы знаем Про незнание. Принесет ли нам вечер Какой-то ужасный порядок — Держите хозяйственный магазин В маленьком городке…. Обучайте науке жизни Прогрессивных девушек — ? Становится поздно. Нас когда-нибудь попросят? Нас просто Вообще не хотят? Но, конечно, нас просили — по многим признакам. Там кто-нибудь есть? Известный путешественник Уолтер Де Ла Мар задал этот вопрос полвека назад. Мы столкнулись с этим в разное время в нашей жизни, но никто, я думаю, не уловил драму и тайну этого столкновения так остро, как Де Ла Мар: (■Есть ли здесь кто-нибудь?» — молвил Странник. Стукнул в двери, тая испуг. Свет и звуки увязли в тумане. Только лошадь всхрапнула вдруг. Только взмыла незримая птица С мезонина в ночную муть. Снова Странник в ворота стучится: «Отворите! Эй, кто-нибудь!» (пер. В. Севриновского) Никто не ответил Страннику. В отличие от Т. Элиота, который изображал нас как «пустых людей», неспособных ответить. Де Ла Мар предполагал, что наш внутренний дом заполнен «множеством иллюзорных слушателей*, которые слышат стук Странника, но не отвечают на его зов. Можно ясно видеть этих слушателей, в то время как они безмолвно сжимаются в тени, застыв от страха, не сильно отличаясь от многих современных городских жителей, которые отказываются отвечать на крик незнакомца на улицах, чтобы не оказаться «привлеченными». Там есть кто-нибудь?» Возможно, бородатый Отшельник, изображенный выше, вернулся, чтобы дать нам еще один шанс, чтобы ответить на этот вопрос, пока он держит в воздухе свой фонарь и всматривается в нашу темноту. Если мы на самом деле столкнулись бы с подобной фигурой темной ночью, мы бы остановились в тени, разглядывая его. прежде чем выйти вперед, показывая и называя себя. Один взгляд в добрые глаза этого старого монаха говорит нам. что он не болезненно и с трудом протащился сквозь века, чтобы читать нам проповеди или ‘ггобы ругать нас за неправильные деяния. Чувствуется, что он на самом деле хочет знать, кто там. если кто-то вообще есть, и что он примет любой ответ, который мы готовы дать — даже молчание, если это все, что мы можем предложить. Его глаза выглядят бесстрашными и спокойными, полными изумления — широко раскрыты. Мы можем представить, что его разум и сердце также широко открыты. Его выражение лица, кажется, совмещает широко открытое изумление детства и терпение опыта. Также и во многих других отношениях этот незнакомец, кажется, воплощает аспекты двух противоположных полюсов бытия. Его борода и лампа предполагают Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию маскулинное обучение и дух, пламенный ян, позитивный полюс энергии. В то же время его плавно спадающее одеяние и мягкое поведение указывают на близкое родство с темным инь. земной феминной природой. Как Святой Франциск, он должен чувствовать близкие, нежные отношения с Братом Солнцем и Сестрой Луной и со всеми зверями и птицами, и в то же время этот Отшельник должен обладать стойкостью Святого Антония, чтобы противостоять мириадам бесов, чудовищным заблуждениям человеческого духа, которые окружают человека в его одиночестве. Возможно, Мудрый Старец вернулся к нам, чтобы научить нас забытому искусству уединения. Сегодня идея того, что мы представляем собой толпу одиночек, превратилась в клише. Психологи рассказали нам. как мы маскируем нашу безжалостную изоляцию с помощью мнимого компульсивного сплочения, которое имеет мало общего с человеческими взаимоотношениями. Иногда мы можем увидеть, как эти ужасающие идеи воплощаются таким образом, что содрогаются кости. Пойманные в метро или в пробке, в так мягко называемый «час пик», можно внезапно обнаружить себя частью орды безликих зомби, каждый из которых обездвижен публичным одиночным заключением, каждый закован в свой собственный статусный символ, каждый вооружен против любых человеческих контактов, в то же время каждый защищен от того, чтобы быть поистине одиноким. Будучи нацией экстравертов, мы. естественно, обращаемся к групповой терапии как противоядию от этой изоляции. Наполненные надеждой и смелостью, боязливые души послушно программируют себя вокруг замкнутого круга групповой динамики, начиная со встреч выходного дня, кончая осознанием тела, от уроков радости до групповой медитации и обратно. На каждой остановке этого бесплодного паломничества потерянные с грустью останавливаются, чтобы спросить друг друга: «Кто я? Прикоснитесь ко мне… почувствуйте меня… отреагируйте на меня… скажите, кто я!» Насколько мы отбились от нашего внутреннего ядра бытия, что мы существуем исключительно в отношениях с другими? Кажется, что нам становится все труднее принять одинокий путь к самореализации. Искусство индивидуации, становления своей уникальной самостью, является (как ясно из самого названия) сугу’бо личным опытом, и временами одиноким. Это не групповое явление. Это включает в себя сложную задачу по высвобождению своей собственной идентичности из толпы людей. Чтобы обнаружить, кто мы. мы должны в конце концов изъять и забрать те части себя, которые мы неосознанно спроецировали на других, обучаясь находить глубоко в своей собственной психике возможности и недостатки, которые мы изначально видели только в других. Такое признание облегчается, если мы можем на короткие периоды времени уединяться от общества и учиться приветствовать одиночество. Как бы в компенсацию такие периоды интроверсии обычно живо сопровождаются воображаемой жизнью. Поскольку нам не хватает внешних дружеских отношений, на сцену выходят персонажи нашего внутреннего мира. Эти персонажи часто появляются как яркие существа. Они вовлекают нас в одухотворенный диалог; шумно требуют, чтобы мы нарисовали их портреты или рассказали их истории словами. Иногда они поют нам. принося новые и очаровательные песни. Здесь может пригодиться Отшельник. Если мы. инфляцированные подобным потоком творческого вдохновения, попытаемся подняться над нашей человеческой 145 сутью, он может снова опустить нас на землю и помочь нам выбрать из этого золотого огня одно маленькое пламя, которое было бы соразмерно нашей собственной уникальной человеческой лампе. Сегодня все большее число людей, разочарованных духовным бесплодием нашего внешнего ландшафта и безличной коллективностью нашего нынешнего общества, сознательно ищут скрытый свет внутри; и есть свидетельства того, что люди в палом готовы приветствовать больше возможностей для интроверсии, чем предоставляет или обеспечивает наша культура. Например, последние исследования показывают, что большинство жителей пригородов сопротивляются попыткам организовать совместное использование автомобилей или обеспечить службу городского транспорта, потому что. как они говорят, время, проведенное за рулем по дороге на работу’ и с работы — их «единственная возможность- побыть в одиночестве. Возможно, с помощью Отшельника мы можем осмелиться дать себе и другим возможность для творческой интроверсии при более благоприятных обстоятельствах. Такие периоды одиночества не патологичны или антисоциальны. Они могут вернуть нас в мир с обновленной для действия энергией и с более острым чувством нашей собственной идентичности и нашей особой роли в отношениях с миром. В работе «Эго и Архетип* Эдвард Эдингер обсуждает смысл слова «уединенный* относительно того, как оно использовалось в некоторых гностических Евангелиях. Он указывает, что изначальная греческая идея «одинокий* или «уединенный* может также переводиться как «объединенный». В качестве примера он цитирует следующий параграф из Евангелия от Фомы:«… Я (Иисус) говорю так: «Когда (человек) узнает, что он одинок, он наполнится светом, но. когда он узнает, что он разделился в себе, он наполнится тьмой*. Но. неизбежно, любой, кто достигнет подобного рода внутреннего объединения, должен заплатить цену Прометея — одиночество, вина и страдания. В работе «Отношения между Эго и бессознательным» Юнг амплифици-рует эту идею следующим образом: Книга Бытия представляет акт становления сознательными как нарушение табу, как будто приобретение знаний означало, что священная граница была безжалостно переступлена. Книга Бытия безусловно верна, потому как каждый шаг к большей осознанности похож на вину Прометея. Через осознание боги в определенном смысле лишаются своего огня. Другими словами, нечто, принадлежащее бессознательным силам, было вырвано из его естественных связей и было подчинено сознательному выбору. Однако, человек, узурпировавший новое знание, страдает от трансформации или увеличения сознания, которое более не напоминает сознание его соотечественников и сотоварищей. Он. безусловно, поднял себя над человеческим уровнем своего времени («ты станешь как Бог), но, сделав это, он также отдалил себя от человечества. Боль этого одиночества — месть Богов… Как Юнг проясняет где-то в другом месте, отчуждение, испытываемое одиноким, не означает отгороженности от его человеческого бытия. Оно просто означает, что он больше не остается удерживаемым в participation mystique — примитивном бессознательном, разделяемом человеческой толпой. Такому человеку не нужно физически оставаться в стороне от мира и его проблем, напротив, обретя уверенное. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию 1 ■ безопасное внутреннее объединение. он может чувствовать, что он лучше может противопоставлять себя хаосу текущих событий с меньшим страхом, что он из-за них запутается или они его потопят в преобладающей громаде бессознательного. В идеальном случае такой человек останется вовлеченным в жизнь — но по-новому. То, что это возобновленное участие в жизни необязательно должно проявляться в сотрясающих весь мир словах или делах, очаровательно изображено на этой иллюстрации (рис. 43). Ее подзаголовок: «Дзеновские Отшельники, Шутливо Выполняющие Домашние Дела. Мне кажется, что у этих маленьких монахов есть что-то важное, чтобы рассказать нам. что может означать истинная индивидуация. Хотя новые инсайты могут принести с собой новые идеи и новые возможности для творческих действий, по существу в основе самосознания лежит способность принимать свою собственную Рис. 43 жизнь — какой бы простой и неприхотливой она ни была — и выполнять ее необходимые задания буквально. Лично мне гораздо легче делать нравоучительные высказывания, чем «шутливо* подметать полы и мыть посуду. В контексте написанного ранее, тот, кто достиг любого уровня самореализации, •одинок* по отношению к обыкновенным людям в целом, и он обречен оставаться таким, пока другие — каждый в свое собственное время и своим способом — достигнет сходного уровня просветления. Еще больший отшельник, говорит Юнг. — это само человечество, потому что человеческая раса — в силу своей уникальной способности к сознанию — одинока на этой планете, отрезанная от всех других живых существ своими психическими особенностями, отличающими людей от них. Юнг описывает затруднительное положение человека таким образом: Он на этой планете — уникальное явление, которое он не может сравнить ни с чем другим Возможность сравнения и, следовательно, самопознания 147 могла бы возникнуть только в том случае, если бы он мог установить отношения с квази-человеческими млекопитающими, населяющими другие звезды…. Разный уровень самопознания внутри его собственного вида имеет мало значения по сравнению с возможностями, которые открылись бы при столкновении с созданием, похожим по строению, но отличным по происхождению. … Л пока человек должен продолжать напоминать отшельника…. Что касается того, столкнут ли нас наши исследования в космосе в конечном итоге лицом к лицу с человекоподобными существами, чье понимание может еще больше расширить нашу ограниченное окно осознания, пока не известно. Замечания Юнга показывают, что такое столкновение может стать долгожданной помощью для большего сознания. Традиционно человечество, столкнувшись с тупиком в своей сознательной эволюции, обращалось к небесам за спасением. В прежние времена эта помощь переживалась как чудесное вмешательство бога или богоподобной фигуры спасителя, которая чудесным образом спустилась бы с небес. Сегодня архетип Спасителя может быть спроецирован на Людей из Тарелок — гуманоидов, предположительно превосходящих сознание, которых некоторые считают парящими над нами, подобно ангелам-хранителям, и ожидающими благоприятного момента, чтобы спуститься и осветить нашу темноту. Но если действительно такие существа существуют, очевидно, что только одно пришествие не может спасти нас. Как показала история, «спаситель* может, в лучшем случае, только помочь нам найти способы помочь самим себе. Итак, пока некоторые прыгают в небеса, чтобы исследовать реальность магических круглых объектов, перевозящих Мудрых Старцев, воплощенных в новых, странных формах, остальные из нас могут обратить свое внимание на внутренний космос в поисках архетипических копий этих образов; потому что именно они являются движущими силами за нашим внешним поиском — которые, по сути, являются его raison d’etre. В своем эссе «Летающие Тарелки: Современный Миф* Юнг подробно обсуждает психологическое значение нашего современного интереса к НЛО, Он подчеркивает идею того, что (совершенно независимо от того, будет ли доказано существование этих круглых объектов на самом деле) это уже факт огромного психологического значения, что люди по всему миру сообщают о том. что видели подобные объекты в небе и воспринимали их присутствие в сновидениях и видениях. Сравнивая НЛО с мандалой, колесом солнца и «Божественным Оком*. Юнг продолжает, говоря следующее: На античном уровне, таким образом. НЛО легко могли восприниматься как «боги». Они являются впечатляющими проявлениями целостности, чья простая, круглая форма изображает архетип самости, который, как мы знаем по опыту, играет основную роль в объединении явно непримиримых противоположностей. и, таким образом, лучше всего подходит для компенсации расщепленного разума нашего времени. У него есть особо важная роль, которую он играет среди других архетипов, и она заключается в том. что он является основным регулятором, и он упорядочивает хаотические состояния, давая личности наибольшую из возможных единенноетей и целостность. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Рассматривая феномен НЛО как компенсацию нашей ориентированной на группу культуры, Юнг говорит: «Знаки появляются на небе, чтобы все увидели их. Они приказывают каждому из нас вспомнить свою душу и свою собственную целостность, потому что именно этот ответ Запад должен дать опасности мышления толпы.» Тогда Отшельник Таро может символизировать человечество, этого одинокого странника на этой земле, несущего только маленькую лампу сознания настоящего момента для освещения увеличивающего мышления толпы, угрожающего поглотить его мир. Человек стоит на пороге потенциальной революции в сознании человека. Возможно, необходимая помощь действительно спустится с небес; возможно, ее можно найти только в небесных созвездиях его собственного внутреннего бытия. Число Отшельника 9 отражает многие из высказанных здесь идей. Сама по себе высшая среди простых чисел девятка представляет собой вершину силы и могущества, которую может достичь простое число. В контексте комментариев Юнга, мы можем рассматривать число девять как символическую вершину сознания, достигнутую отшельником, человеком, после которого он сможет противостоять другому творению со сходными способностями к сознанию — или после которого он сможет раскрыть внутри своей собственной психики измерения сознания, до этого неизвестные. В арабской нумерологии число девять (пишется как круг с числом один в виде его хвостика) предшествует числу десять, в котором энергия, содержащаяся в небесном круге, и приводит вниз к земле, чтобы стать рядом с числом один, тем самым создавая новую конфигурацию, начиная новый цикл расширенных измерений. Когда это происходит, психологически имеющееся маленькое пламя лампы Отшельника несомненно трансформируется в освещение разрушительных, катастрофических размеров. На нашей планете число девять — это также число человеческой беременности, подготовительного периода, необходимого для создания новой человеческой самости. Наверное, наше время — это время подготовки и созревания. Пока каждый из нас не найдет доступ к своей собственной маленькой лампе, мы легко можем ослепнуть или разрушиться из-за слишком внезапного прилива небесного освещения. Исторически число девять также связано с идеей созревания и посвящения. Аполлоний Тианский. греческий неоплатоник, считал его священным числом. Его ученики носили это число как амулет и проводили девятый час как время молчания. Он запретил своим последователям упоминать число девять вслух. Элевсинские мистерии инициировали кандидатов на протяжении девятидневного периода. Для оимлян также девять играло инициирующую роль. Они отмечали праздник очищения для всех младенцев мужского пола на девятый день после рождения. Они хоронили своих мертвецов на девятый день и каждый девятый год в память о мертвых проводили праздник Жовенналия». Этот обычай встречается сегодня в Празднике Новенны, католической службе чтения молитв, проводящейся в течение девяти дней, в молитве об освобождении души из чистилища. Математически также у девятки есть таинственные качества, т.к. она всегда возвращается к себе, например, 1 +2+3… +9=45. сумма же этих чисел равна девяти (4+5=9). Сходным образом. 9 + 9 = 18 = 9. И 9. умноженное на каждую цифру 149 от 1 до 9. приводит к результату, который сводится к 9. Поэтому легко понять, почему девять — число инициации, т.к. оно символизирует собственное путешествие инициируемого к самореализации. При каких бы то ни было обстоятельствах, в которых инициируемый начинает свой путь, и при каком бы то ни было опыте и переживаниях, с которым он сталкивается на этом пути, он также должен, в конце концов, вернуться к самому себе. Как и в случае с любыми другими архетипическими фигурами, если нам не удается обратить внимание на их послание добровольно, нас могут насильно заставить. Например, невозможность ответить на призыв Отшельника к интроверсии может привести к насильственному одиночеству и изоляции в виде физической или психической болезни. Но если мы можем наблюдать и слушать, мы можем научиться у этого Мудрого Старца искусству добровольного ухода из общества и способности снова осуществлять гладкий переход обратно в мир. когда наступает время для возвращения. Когда внешний мир требует нашего внимания, мы не будем пойманы в черную интроверсию, как медведь, впадающий в спячку в какой-нибудь темной пещере, и также мы не будем принуждаться насильственной экстраверсией. постоянно нося улыбающуюся маску хозяина гостиницы, потому как наша истинная идентичность все еше спрятана, не выкопанная из пещеры нашего бытия. Отшельник способен делать гладкий переход между уходом и возвращением. Он одинок, но в то же время он носит одеяние религиозной группы, с которой он. очевидно, поддерживает контакт, и он изображен в пути, что подчеркивает его способность легко двигаться между этими двумя мирами. Как ритм дыхания жизни измеряется в чередующихся вдохах и выдохах, так и наша потребность в интроверсии и экстраверсии следует сходному ритмическому рисунку. Отшельник — наставник, помогающий нам обнаружить наш собственный особый путь. То. как изогнута его трость и ниспадает его одеяние, все вместе предполагает такой же естественный ритм, как дыхание. Спокойные шаги монаха вторят умиротворенному темпу его медитации. Показанный а полузакрытом свете своей задумчивости, этот Отшельник кажется постоянно движущимся, движение его ухода содержит в себе жест его возвращения. Он. кажется, говорит нам, что жизнь — это процесс, а не проблема, что Дао — это путь, а не цель. Будда говорил: «Мир — это мост, перейди его, но не строй никакого дома на нем». Со своим светильником, направляющим его шаги. Отшельнику не надо никакого дома. Он не отягощен никакой личной собственностью. Сегодня многие подражают его свободе от обремененности предметами домашнего обихода. Избавившись от пожизненных накоплений, они перемещаются в передвижные дома, чтобы вернуть спокойствие потерянного Вальдена. К сожалению, избавление от нашего психологического бремени не так просто. Следующая история может быть иллюстративной. Она про серьезного молодого человека, который, избавившись от всех земных благ, пересек океан, чтобы проконсультироваться с известным гуру. 0. мастер!», начал серьезный искатель, затаив дыхание. «Мне стыдно, что я не привез тебе подарок. Но я теперь живу с пустыми руками.» «Я знаю, я знаю.» тихо сказал Мудрец. «Поэтому отложи это. сынок, отложи». Наш Отшельник несомненно такой мудрец. Очевидно, что его лампа вторгается в духовную, а не мирскую тьму. т.к. небо над ним светлое и безоблачное. Его понимание пронзается сквозь наши произвольные деления пространства и Библиотека книг по магии/Эзотерике/саморазвитию времени, чтобы раскрыть смысл происходящего в конкретный настоящий момент. Он смотрит так глубоко в настоящее, что он проясняет все времена, прошлое, будущее и их взаимоотношения. То, что этот мудрец, как Мерлин, обладает магической силой провидца управлять тайнами времени, далее показано в том. что в некоторых старинных колодах он держит песочные часы и его называют Время. Этот путник использует свою лампу, чтобы освещать свой собственный мрак. Его свет горит и для других тоже, конечно, но это не намеренно. Если жизнь других освещается из-за его прохождения мимо них, то это происходит потому, что он помог, возможно, единственным способом, которым может один человек помочь другому — был полностью самим собой. Для меня этот Мудрый Старец освещает мудрость, часто неправильно понимаемой молитвы, приписываемой Друзьям: «Бог помилуй меня от того, чтобы быть «полезным»». Сегодня, возможно, больше, чем когда-либо до этого, мы ступаем по совершенно новой земле. В нашем мире нет фиксированных направлений — нет центрального освещения, приемлемого для всех. Каждый из нас должен найти некий способ высечь свою собственную искру. Как показывает история, мы не можем зависеть от авторитетных фигур «наверху» для предоставления освещающих ответов на жизненные вопросы. В последние годы мы. жители цивилизованного мира, беспомощно сидим перед экранами наших телевизоров, наблюдая, потрясенные, как саги о коррупции и поражении, депрессии и революции, затапливающие все социальные, политические и национальные границы, вторгаются в наши успокаивающие гостиные, чтобы коснуться нашей совести и пробудить наш дух. В течение всего этого времени Отшельник, возможно, стоял наготове, ожидая сигнала, чтобы сделать шаг вперед. Возможно, тьма начинает подниматься, так что молчаливое сообщение Отшельника может сиять более ясно для нас всех: «Каждый из нас должен обнаружить свой собственный внутренний свет. С той минуты, когда мы переложили наше понимание и ответственность какому-либо воображаемому Большому Брату — будь то политический лидер, сектант, психолог или гуру — мы потеряли себя, свою культурную идентичность и свою собственную человечность.» Если вы не получите это от себя, куда вы за этим пойдете? Этот древний вопрос звучит громко в наших ушах. Возможно, больше, чем когда-либо прежде, нам нужно понять, что свет, который мы ищем, не является готовым пламенем, которое когда-нибудь будет передано нам из космоса на летающей тарелке. Нам потребуется воспитывать понимание того, что Святой Дух не нечто вне нас, нечто, что. если повезет, мы однажды обретем. Дух, напротив, маленькое пламя, заново творимое каждым человеческим существом в каждом поколении. С каждым дыханием мы пробуждаем пневму, мы воссоздаем Дух. Христос «рожден, а не сотворен», то есть, другими словами. Он заново рождается во всех нас. Прометей украл изначальный огонь с небес и принес его человечеству. Мне нравится думать, что Отшельник возвращает часть этого святого огня к его истоку. Это то. что делает каждый из нас. когда он воссоздает Дух. «Там есть кто-нибудь? Отшельник ждет нашего ответа. 151