ПОВЕШЕННЫЙ: НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ … не кровопускание ставит на место силу. А согласие. Мари Рено На двенадцатом аркане висит юноша вниз головой, привязанный за одну ногу к виселице, два зеркальных столба которой — обрезанные деревья. У каждого из них шесть истекающих кровью обрубка на том месте, где были обрезаны их ветви (рис. 53). Деревья растут по обе стороны расщелины в земле — трещины или может быть пропасти. Таки образом голова юноши расположена на самом деле ниже поверхности земли, как будто бы она похоронена под землей, как корни этих двух деревьев. Макушка головы юноши с ее свисающими волосам напоминает третий подземный клубень, возможно, репу, с характерными волосатыми корнями этого корнеплода. Со связанными за спиной руками Повешенный так же беспомощен, как и репа. Он во власти Судьбы. У него нет силы изменить свою жизнь или контролировать свою судьбу. Как овощ, он может только ждать появления внешней по отношению к нему силы, чтобы та выдернула его. освобождая из регрессивного притяжения Матери Земли. После переживания бодрящего прилива энергии, указанного в предыдущей карте, герой, должно быть, шокирован и поражен этой внезапной переменой. Своей одной свободной ногой он, должно быть, с дикостью боролся сначала, чтобы освободить себя, пиная свою судьбу. Он. должно быть, чувствовал себя глубоко обиженным, с нетерпением ожидая, что все исправится – что он снова сможет высоко поднять свою голову и крепко встать на ноги на пути своего искания. Он. должно быть, долго страдал, прежде чем достиг этого уровня принятия, почти изящного покоя, изображенной) здесь. Библиотека книг по магии/ЭЗотерике/саморазвитию Нам легко сочувствовать изначальной ярости и негодованию этого юноши. Мы находим его затруднительное положение невыносимо унизительным. Нам непросто видеть его голову, место рационального мышления, униженной таким образом, и мы жаждем освободить его связанные конечности, с тем чтобы он мог дальше шагнуть к новым достижениям. Для западного человека очень трудно терпеть вынужденное бездействие. Мы стремимся считать, что осмысленное действие происходит на горизонтальной, экстравертной плоскости поведения, изображать духовную тоску направленной вверх к небу и полностью игнорировать рост, который может происходить ниже нашего сознательного осознания. Цитируя Пауля Тиллиха, «мы потеряли размерность глубины*. Кажется, почти инстинктивно нам хочется повернуть Повешенного головой вверх. Если вы дадите эту карту человеку; незнакомому с Таро, он почти без вариантов повернет ее так. что голова персонажа будет там. «где ей место». После этого он издаст вдох облегчения — и потом он улыбнется. Если вы не знаете, почему это он улыбнется, вы можете повернуть эту книгу вверх ногами, так что Повешенный кажется стоящим в полный рост вверх. Теперь, деликатно стоя на одной ноге и подбоченившись, он в «самом деле» танцует жигу! Рассматриваемый со стороны бессознательного, он. казавшийся обездвиженным и инертным — удерживаемый в плену — теперь свободен: он. казавшийся потерявшим свой баланс, теперь достиг восхитительного нового равновесия. То, что наше прямостоящее сознание сначала переживало как время застоя и фрустрации, по-новому раскрывается как момент освободительного действия. Даже выражение лица Повешенного, кажется, изменилось. Он теперь встречает наш взгляд спокойно и уверенно, с новым выражением авторитета; он. кажется, улыбается, как будто он знает тайну. Чтобы обнаружить его тайну, мы снова должны посмотреть, как он сначала представился, беспомощно свисая в воздухе. Такое повешение вниз головой традиционно является наказанием предателей. В некоторых старых итальянских колодах эта карта называется К Traditore (Предатель). Иногда этот Предатель Таро изображается с мешком денег в каждой руке, намекая на Иуду с его 30 серебряниками, В Средневековье трусливых или неверных рыцарей таким образом вздергивали за пятки и били, унизительное наказание. В относительно недавние времена тела Муссолини и его любовницы были повешены кверху ногами на всеобщее обозрение. Во всех этих случаях само по себе повешение не является инструментом физической смерти. Это больше знак позора, осуждения и публичного осмеяния, ужасный коренной поворот всего, что обсуждаемый персонаж отстаивал до этого. Традиция обратного повешения изначально называлась «запутывание». Сегодня «запутывать* означает «перечить», фрустрировать или сбивать с толку. Несомненно. изображенный здесь юноша выглядит запутанным во всех смыслах слова. Он претерпевает своего рода распятие. Мы можем вспомнить о Петре, который просил распять его вверх ногами в знак смирения. Нет никаких доказательств, что наш герой Таро буквально просил, чтобы его выставили к позорному столбу, но говоря психологически, он просил о своей участи бессознательно. Возможно контакт с горделивым львом предыдущей карты привел к инфляции, самонадеянной уверенности в своей собственной человеческой силе. Как нам известно, боги презирают гордыню. Любое упоминание, что человеческая природа сильнее Матери Природы, или что человеческий интеллект — управляющая функция всей 183 жизни, расстраивает Великую Мать и в конечном счете так же и виновного человека. В ответ на это богиня может схватить своего бессовестного сына за пятки и еще раз окунуть его гордые мозги в утробу своей влажной земли. Дерево, а особенно обрезанное дерево, универсальный символ матери. Например, тело Осириса было заключено в подобное дерево, обрезанные ветви которого одновременно символизировали и кастрацию сына (маскулинного Эго-сознания), и также возможность нового роста — или возрождения — в более огромную сферу сознания. Повешенного, закрытого с обеих сторон зеркальными деревьями и перекладиной сверху, можно рассматривать как упакованного в своего рода гроб. В то же время его контакт с материнскими подземными водами ассоциируется с крещением и новой жизнью. Возможно, природа держит его таким образом заключенным в своей хватке, для того чтобы он смог заново появиться из ее утробы как возрожденный. Можно представить, что, как новорожденного младенца, его держат за пятки, чтобы шлепнуть в новую жизнь. Как точно изображен здесь герой, подвешенный между двумя полюсами всего существования: рождением и смертью. Мы все чувствовали одиночество и беспомощность нашей подвешенности над этой вечной бездной. Подобная ужасная изоляция или испытания на выносливость играет важную роль во всех обрядах инициации. Иногда, например, инициированный вынужден провести ночь один в темной пещере или в лесу. Там он должен противостоять и столкнуться лицом к лицу с возможной физической смертью, не имея никакой помощи, кроме собственной внутренней силы и находчивости. Столкнувшись с такими тяжкими испытаниями, испытываемый юноша вынужден искать новый центр, до этого времени спрятанный внутри него самого. Если он переживет это испытание, он в самом деле появится как рожденный заново, в знак чего ему дадут новое имя и примут в общину как взрослого. В соответствии с Мирче Эллиаде. посредством этого испытания инициируемый совершает переход от обычного мира времени человека в священный, безвременной мир богов. В своей работе «Пороги инициации» Джозеф Хендерсон обсуждает эту переходную фазу и цитирует Элиаде следующим образом: Между двумя (мирами) есть разрыв, разлом непрерывности… (Т.к.) переход от профанного к сакральному миру в некотором роде подразумевает переживание смерти: тот, кто совершает переход, умирает для одной жизни, чтобы получить доступ к другой… жизни, где участие в сакральном становится возможным. В нашей современной культуре у нас почти нет подобных специальных инициирующих обрядов, так что молодые люди испытывают трудности в совершении этого перехода. Иногда они ищут почти сверхчеловеческие задачи, с помощью которых они могут испытать себя. Для прошлых поколений одиночный трансатлантический перелет Линдберга и покорение Эвереста Хиллари выступали парадигмами для этого рода самостоятельно наложенной на себя инициации. В более недавние времена эту функцию выполняли путешествия во внешний космос. Для некоторых такой инициацией может быть выдерживание оцепенения армейской жизни, столкновения с угрозой физической смерти и встреч со своими собственными убийственными инстинктами на войне. Для других этой же цели могут служить Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию столкновение с заключением в тюрьму из-за отказа носить оружие и становление предметом враждебности и издевательства со стороны своих современников, что вынуждает юношу начать использовать новые запасы силы. Как неоднократно показывала история, любой человек, чье индивидуальное сознание находится в оппозиции к коллективной точке зрения, может казаться предателем для Господствующей Верхушки. Такой человек подвергается многочисленным судам, меньший из которых проводится в суде. Часто перевернутый в отношениях со своими друзьями, своей семьей и своим правительством, такой конформист может быть даже заклеймен как преступник. Тем самым его жизнь в качестве полезного гражданина оказывается подвешенной — он становится подвешенным человеком. В романе с соответствующим названием «Между небом и землей* (англ. Dangling man, дословно «подвешенный человек* — прим, переводчика) Сол Беллоу исследует эту тему. Подобного рода инициация может появиться в различные периоды жизни, обычно, когда мы достигаем конца определенной фазы или стадии существования. и жизнь требует перехода на новые рельсы. Это потрясающий момент, т.к. мы должны бросить старые и испытанные способы функционирования и должны вверить себя невиданной и неиспытанной новой жизни. Для этого требуется жертва и мужество. Все из нас. возможно, менее яркими и драматичными способами, чем тот, что нарисован здесь, переживали периоды в своей жизни, когда мы были сходным образом подвешены обстоятельствами, временами, когда старые способы поведения больше не могут удерживать нас вертикально, когда жизнь выбивала почву из-под наших ног, так что мы чувствовали себя подвешенными между мирами и только могли ждать и молиться. В эти времена мы чувствовали себя преданными жизнью, униженными и оскорбленными, лишенными всякой гордости и своей персоны (публичного одеяния или маски, которую мы носим в качестве буфера между нашими тайными сторонами себя и миром). Когда бы мы, подобно Королю Лиру, ни задирали головы слишком высоко над обычной жизнью, избегая «запаха смертности* с его конфликтами и страданиями, Судьба захватывает нас, кажется, и тычет нас носом во все. что мы раньше презирали. Когда бы мы ни короновали нашу высшую функцию королем, нас насильственно опускают до уровня нашей низшей оборотной стороны. Как Лир. мы должны окунуться в слизь нашей смиренной реальности. В карте Сила герой договорился с аспектами своей психосоматической натуры, символизируемой львом, млекопитающим, высшим на эволюционной лестнице. Теперь мы должны противостоять низшим аспектам его психического существа, символизируемого червями, насекомыми и растениями. Приблизив уши к земле, он слышит в нежности роста травы и чувствует в медленном волнообразном движении червя и навевающей ужас песне насекомых свое родство со всей жизнью. Он, который, может быть, пришел к этой рзсшелине как беззаботный Шут, с головой, потерянной в облачных мечтаниях о своей силе и удали, упал вниз головой. Фокус его осознания по необходимости сместился к корням жизни — основам, из которых все произрастает. В соответствии с Элиаде: Даос, имитируя животных и растения, висит вниз головой, для того чтобы эссенция его семени притекла к его мозгу. Тан-Тьен, знаменитые поля 185 киновари, можно найти в наиболее секретных углублениях мозга и живота; именно там алхимически готовится эмбрион бессмертия. Если герой выдержит инициацию, представленную в этой карте, он может заявить вместе с Вильямом Блейком; Я сказал Червю: Ты есть моя Мать и моя Сестра. Стоит сравнить ситуацию Повешенного с ситуацией Влюбленного, в котором также представлено испытание. Влюбленный изображен стоящим вертикально вверх, окруженный и обездвиженный двумя женщинами, которые, как деревья, прочно стоят с каждой его стороны. Разрешение его проблемы и сила, мотивирующая на действие, исходит от фигуры крылатого Эроса в небе над ними. Но Повешенный, обездвиженный между двумя мощными материальными символами, может найти вдохновение только лишь из глубин. Предполагаемое физическое местоположение человеческого сознания варьирует от культуры к культуре: в Ветхом Завете почки часто упоминаются как центр сознания: для народов Африки подобное сознание расположено в сердце или животе: современный человек располагает сознание в голове. Африканские и Ветхозаветные иудеи, для которых сознание расположено глубоко в теле, обычно упоминали о надсознательном вдохновении, как нисходящим сверху. Но для современного человека, который слишком уж живет головой. «Другой* чаще встречается в глубинах внизу. Мы, как Повешенный, оказались оторваны от наших корней. Наша потребность — спуститься — воссоединиться с нашими истоками в истории и в природе. Мотив жертвоприношения и расчленения, на который намекают кроваво-красные обрубки обрезанных деревьев, повторяется в красных ногах и вытянутой руке повешенной фигуры, предполагая, что он также должен отдать кровь, должен пожертвовать своими прежними способами понимания и действия. Многие из его старых богов теперь уже упали с дерева, среди них. без сомнений, представление о жизни, как вечно хорошей и милосердной матери, функция которой, как он представлял, защищать его от неудач и питать каждую его прихоть. Как указывал Юнг, слово «жертвоприношение» означает «делать священным». Пожертвовать нашим эгоцентрированным образом — значит одновременно сделать нашу жизнь и цельной, и святой, тогда нет больше расщепления между нашим представлением о том, как должно быть, и реальностями нашего человеческого существования. Только мы. люди, склонны — и способны — к подобного рода жертвованию и духовному страданию. Бремя (и потенциал), присущее наследию распятия, разъединяет нас со всем остальным животным миром. Как и животные, находящиеся в плену Колеса Фортуны, Повешенный — жертва Судьбы по милости Богов. Он настолько же беспомощен, насколько животные, но есть отличия: у него есть возможность принять свою судьбу сознательно и разгадать ее значение, в то время как животные в лучшем случае могут просто выдержать свое бедственное положение. Когда бы мы ни оказались в положении Повешенного, полезно исследовать не только сознательные отношения, которые жизнь, возможно, старается вытеснить и нарушить, но также вчувствоваться во вкус нового опыта. Лучший способ Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию увеличить наше чувство того, что предлагает жизнь Повешенному — закрыть свои глаза и попытаться войти в его тело. Если мы изучаем йогу, мы бы, может быть, захотели в этом месте сделать стойку на голове. Тогда бы мы почувствовали, как кровь устремилась к нашей голове, принося кислород к мозгу и оживляя наш дух. Наши измученные сетчатки глаз оживились бы, наполняя наше видение мира свежим цветом. Если бы. как Повешенный, мы были подвешены в этой позе, в одиночестве и без еды или дружеского общения, наши «двери восприятия* стали бы настолько очищены, что мы могли бы пережить небесные видения и вдохновение сатори. Опыт принудительного зависания лишал героя его независимости, но он также может предложить ему нечто новое и драгоценное, если, как Парцифаль, он найдет правильный «вопрос», который нужно задать. Опыт показывает, что подход «поче-му-судьба-выбрала-меня* является тупиком. Но спросив: «Кто я. чтобы со мной это должно было произойти?», он может открыть спрятанные сокровища, которые по-новому соединят его со смыслом его жизни. Находясь подвешенным в состоянии неопределенности, он обнаружит свою позу полной двусмысленностей: с одной стороны, он рискованно болтается над пропастью, но. смотря на это с другой стороны, он был избавлен от участи падения в бездну. Внешне он обездвижен, но глубоко внутри зарождается танец освобождения. Как указывалось ранее, многие взрослые люди, особенно воспитанные на Западе, чувствуют угрозу от одного только созерцания висения в таком положении. Но детям во всех культурах и странах, кажется, нравится кувыркаться и быть повешенными за пятки, и они не обращают внимания на монетки и другие сокровища, которые могут выпасть на землю. В некоторых версиях Повешенного Таро из карманов юноши нарисованы выпадающими несколько монет, символизирующих мирские ценности. Мы все по опыту знаем, что, сталкиваясь лицом к лицу с предельными реальностями, все пустяковые тяготы и несущественные препятствия жизни отпадают. Неудивительно, что в своих глубинах можно увидеть, что Повешенный улыбается и танцует с новым чувством радости. Но эта радостная развязка, если она наступит, все еще лежит спрятанной в будущем, и она окончательно станет видимой как танцовщица 21-го аркана. При переворачивании изображения Повешенного вверх ногами, нам было позволено ухватить мимолетную картину событий с точки зрения вечности, где все время едино. Но сам юноша сознательно не знает о танцующей фигуре, погребенной в его глубинах. В настоящее время он остается обездвиженным, беспомощно висящим на роковом дереве. Озирис тоже, по словам легенды, висел на дереве как кусок мяса три дня, пока он не созрел для расчленения. И так же, кажется, должен созреть этот юноша на жертвенном дереве, пока старый Адам не начнет разлагаться и не упадет. В центре этого опыта (называйте это инициацией или распятием) находится ужасная необходимость чувствовать себя преданным и сталкиваться с кошмарным одиночеством от того, что полностью всеми оставлен. Описывая это психологическое состояние. Юнг пишет: «Пациент должен быть один, если он хочет выяснить, что его поддерживает. когда он сам не может больше себя поддерживать. Только этот опыт может дать ему нерушимую основу». Повешенного поддерживает сильная древесина дерева Природы, которая соединяет его с крепостью его собственной внутренней природы. То, что этот опыт 187 приводит к нерушимой основе, указывается тем. что его ноги (это видно в перевернутой карте) создают цифру четыре, показывая, что в бессознательном они обретают форму, завершенность, направленность и твердость. Внутренний опыт, через который он проходит — не туманные мечтания, у него есть все измерения реальности. Нога, на которой он обычно стоит, теперь указывает вверх. Он приобретает новое понимание. Понимание, символизируемое Императором и его числом четыре — другого рода. Четыре точки компаса этого персонажа были направлены на внешние реальности человеческой плоскости: цивилизация, стабильность, закон и порядок. У Повешенного этого рода четырехкратное упорядочивание было перевернуто сверху вниз, но оно не было уничтожено. Оно просто теперь лежит открытым свету небес, выставленное для вмешательства богов по-новому. Число Повешенного двенадцать заключает в себе многое из того, о чем уже было сказано. Оно обозначает временные пределы человеческой реальности с их сменяющими друг друга 12 часами дня и ночи и их годовым счетом из 12 месяцев. Оно также указывает на небесный зодиак, символизирующий надчеловеческие измерения времени и вмешательства судьбы, неподвластной человеку. Как трижды четыре число двенадцать соединяет троицу духа с четырехсторониостью реальности земли. Теперь прикованное на милость кружащих вверху звезд, герой чувствует себя в этом расширенном измерении 12. Он начинает обнаруживать, что путешествие к самореализации не идет упорядочено от А к В и затем к С. Его ритм сумасбродный. Как движения Колеса Фортуны, его духовные удачи также испытают много переворотов. Будут периоды депрессии, во время которых понимания, полученные до этого, которые считались хранящимися в безопасности, снова исчезнут в бессознательном и покажутся навсегда потерянными. Затем — и это часто в надире его удач — снова засияет солнце, и он появится как вновь рожденный, чтобы далее отправиться в новый мир более свежих красок и более великих размеров, чем что-либо, о чем он до этого мечтал. Или, используя другой образ: как если бы рисунок духовного роста был похож на растущее дерево. До того, как новые ветки могут расти ввысь на верхушке, корни должны глубже проникнуть и распространиться шире, чтобы поддержать этот новый рост. Повешенный инициирует длительный период принудительной ассимиляции и укрепления в корнях. Пройдет какое-то время, прежде чем обрезанные деревья, изображенные здесь, будут носить новую листву, или сам герой сможет обновленным выйти в мир. В данный момент, и еще в течение некоторого времени, энергии и понимания, изображенные в предыдущих картах, будут поглощены в бессознательное, чтобы углубиться и расшириться. Например, в Колесе Фортуны герой начал рассматривать свою личную судьбу напротив более широкой канвы и стал создавать значимые связи между его жизнью и универсальным шаблоном. Теперь его вера в этот шаблон подвергается проверке. В Правосудии он сталкивался с вопросами равновесия в горизонтальном измерении. Теперь его осознание растянуто вертикально в двух направлениях — вверх к планетам небесной Природы и вниз к подземному миру растительной Природы. Он каким-то образом должен установить равновесие между этими противоположными силами. Его руки связаны. Он ничего не может сделать, чтобы освободить себя от мучений, переживаемых, как распятие. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Судьба может привнести подобного рода распятие в любой момент жизни и разными способами. Внезапное изменение в бизнесе может за ночь лишить человека всех его земных благ и карьеры, которой он посвятил свою жизнь, расстраивая его настоящую реальность и разрушая его надежды на будущее. Или. возможно, любимый человек, вокруг которого крутилась его жизнь, предаст его, разрушая его уверенность в себе и в мире, оставляя его висящим и покинутым. Или так может случиться, что политическое или религиозное дело, в котором он был полностью поглощен, не дает ему (не дает, т.е., разыграть образ спасителя, который он на него спроецировал), переворачивая его вселенную с ног на голову и оставляя его жизнь бессмысленной. Или он может быть обездвижен болезнью. Также может случиться, что духовная болезнь может оставить его беспо-мошным. Тогда он, до этого шедший уверенно каждый день, подчиняя себе жизнь, теперь обнаруживает, что необъяснимым образом он больше не может собрать волю или энергию для этого. Вся его личность погрузилась в депрессию. В этом случае его интеллект эго подавлен и унижен, именно так, как изображено на этой карте Таро. Как Повешенный, он чувствует себя беспомощным, как растение. В Крайних случаях человек, проживающий такой опыт может стать почти буквально растением. Потерянный в мире бессознательного, неспособный больше участвовать во внешнем мире или узнавать и заботиться о своих собственных физических потребностях, он может нуждаться в госпитализации. Юнг рассматривал неврозы или психозы, выражавшиеся в этих различных видах безвыходных положений, не как болезни, препятствующие жизни, но как корректирующие меры, цель которых — продолжение жизни за счет установления психического равновесия на новом уровне. Он считал их природным способом исцеления психического организма. Он наблюдал, что когда бы интеллект и воля ни становились негибкими и ориентированными на власть, природа прибегает к крайним мерам, чтобы выбить «головной путь» человека, чтобы заставить его исследовать другие аспекты своей психики. Юнг смотрел на ситуацию, изображенную в Повешенном, как на приглашение проникнуть в новые глубины существования — вызов, а не наказание. Он говорит: Бессознательное всегда пытается создать невозможную ситуацию, чтобы заставить индивида показать самое лучшее в себе. Иначе человек остается неразвитым в своих лучших чертах, человек не завершен, человек не реализует себя. То, что необходимо, — невозможная ситуация, в которой человек должен отвергнуть свою собственную волю и свой собственный разум и не делать ничего, кроме как довериться внеличностной силе роста и развития. Вплоть до последних лет лишь некоторые психиатры соглашались с точкой зрения Юнга. Сталкиваясь с пациентом в положении Повешенного, многие реагировали на него также, как почти все реагируют на это изображение Таро: они хотели перевернуть его в правильном направлении, сразу же поставить его на ноги и еще раз заставить его начать действовать в мире внешних достижений, так чтобы он смог продолжить свою жизнь в той точке, в которой она была прервана. Тяжело не чувствовать таким образом, т.к. мы все склонны оценивать явные всегда присутствующие факты внешнего мира выше, чем внутреннего мира, с чьими 189 проявлениями мы сталкиваемся менее часто и менее ярко. В самом деле, многие простые люди, которые никогда не были одержимы духовными недугами склонны отрицать реальность подобного состояния. Сталкиваясь с другом в депрессивном состоянии разума, они часто отбрасывают его симптомы как воображаемые или объявляют его эгоцентричным ипохондриком, «Встряхнись» — советуют они ему. •Не занимайся самокопанием. Выйди из себя. Найди интерес в каком-нибудь хобби.» Они даже могут грубо себя вести по отношению к тому, кто кажется хронически депрессивн ым. легко возмущаясь его состоянию одержимости. Из-за сходных причин больницы иногда используют лечение электрошоком больных, страдающих тяжелыми депрессиями, в надежде вновь втряхнуть их в «нормальность*. Сегодня некоторые психиатры начинают соглашаться с мнением Юнга, что так называемая психическая болезнь сама по себе является инструментом исцеления нездоровых условий и восстановления равновесия в разбалансированной психической системе. Вместо прерывания исцеляюшего процесса Природы с помощью механических приборов, теперь психиатры исследуют новые способы, чтобы помочь Природе и осуществить ее работу. Вместо попыток заставить пациента вернуться к предыдущему эго-ориентированному состоянию, психологи предлагают ему поддержку в его принудительном удалении от жизни, поощряя его принять это как возможность для исследования скрытой жизни внутри. Через аналогии в мифологическом материале, обученный аналитический психолог может помочь принести порядок и смысл хаотическим образам, встречающимся в бессознательном. Затем жизнь пациента может стать более упорядоченной и осмысленной. Когда подобного рода работа доведена до успешного завершения, результаты того стоят, т.к. пациент появляется из этой вынужденной инициации не просто снова собранным внутри рамок бывшей личности, неистинно заново рожденным — новой личностью, по-новому соединенной со своим центром, Джон Виер Перри, один из пионеров подобного рода лечения, описал шизофренический эпизод так: Из-за активации бессознательного и коллапса эго сознание затапливается глубочайшими уровнями психики, и индивид обнаруживает себя живущим в психической модальности, совершенно отличной от его окружения. Он погряз в мифическом мире. Он внезапно чувствует себя изолированным, потому как он не находит понимания этому со стороны окружающих его. Страх этой затопленности и этой изоляции вызывает волну паники, которая отсылает его к резкому уходу в себя. Его эмоции больше не связаны с обычными вещами, но переключились на заботу и титаническую вовлеченность со всем внутренним миром мифа и образа… В нем есть группирование символических содержаний в некоторое число основных тем. до странности сходных от одного случая к другому. Это очень похоже на миф и ритуальный текст, за исключением того, что он разбит на разрозненные фрагменты, во многом как содержания сновидения. Сравнивая эти фрагменты с несобранным витражным стеклом, части которого вращаются, как рисунки в калейдоскопе, паря вокруг центра. Перри продолжает показывать, как эти фрагменты в конечном счете стабилизируются уравновешенным гармоничным образом по отношению к этому центру. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Сопровождая пациента в таком хаотическом переживании, терапевт, знакомый с этой техникой, может помочь ему вновь собрать эти калейдоскопические фрагменты осмысленным способом, так что центр превращается в ясную и активную силу жизни. Даже с такой психологической поддержкой и пониманием, столкновение с чудовищным хаосом бессознательного таким способом требует терпения, принятия и огромную смелость. Несмотря на то, как ситуация, изображенная в Повешенном, обыгрывается во внешней реальности, подобная конфронтация всегда требует жертвоприношения — сознательного отказа от эго-сознания как от направляющей силы и принятия собственной судьбы и подчинение ей. Как говорится в цитате Мари Рено, которая начинает эту главу: «Не кровопускание ставит на место силу. А согласие*. Только согласившись сердцем и душой на этот опыт. Повешенный может призвать полезную небесную силу и воссоединиться с богами и со своей трансперсональной самостью. Принимая распятие, человек объединяется со своей судьбой — и в каком-то смысле выбирает ее. И когда он выбирает свою судьбу, он освобождается от нее, потому что в этот момент он выходит за ее пределы. Смысл распятия красноречиво изложен в библейских записях последних мгновений Иисуса на кресте. После первого возгласа: «Мой Бог, мой Бог, почему ты покинул меня?», он принимает свою участь со словами: «Отец, в твои руки я поручаю свой дух». И, сказав это. он испустил дух. Если Повешенный сможет принять свою участь и «поручить свой дух» силам, более высоким, чем эго-сознание, тогда он сможет «испустить дух» его предыдущей личности и войти в жизнь с новым духом. Если он сможет выдержать и понять свое распятие, он появится из этого темного столкновения на другой стороне пропасти — иначе говоря, в другом мире. Достигнув другой стороны, он снова отправится в свое путешествие, но в этот раз более сознательным и целенаправленным образом. Вплоть до этого момента главной задачей героя было полностью прожить свою внешнюю жизнь. Но сейчас (как изображено на этой карте) возник разрыв между старым и новым. Он никогда больше не сможет вернуться к своей прежней эгоцентричной личной жизни. С этого момента он начнет смотреть глубже и глубже в неумолимое лицо безликой Смерти, этой чудовищной фигуры, изображенной на следующей карте. 191