17. ЮНГ И ТАРО. УМЕРЕННОСТЬ

  1. УМЕРЕННОСТЬ: НЕБЕСНЫЙ АЛХИМИК
    У каждой травинки есть свой Ангел, который склоняется нал ней и шепчет «Расти, расти!»
    Талмуд
    Рис 61
    В четырнадцатом Старшем Аркане Таро ангел с голубыми волосами с красным цветком на лбу наливает жидкость из голубого сосуда в красный (рис. 61). Тема этой карты связывает Умеренность с Водолеем, водоносом, одиннадцатым знаком зодиака. Водолей управляет кровообращением и его связывают с распространением идей. Обычно он символизирует растворение старых форм и ослабление ригидных связей, предвещая освобождение от мира явлений.
    Водолей обычно изображается держащим один сосуд. Относительно двух сосудов, изображенных здесь Пол Хьюсон в своей работе «Книжка с картинками Дьявола* делает некоторые интересные замечания. Он напоминает нам. что в египетском зодиаке Дендера Водолей был тождественен Хапи, богу Нила, воды
    которого были источником жизни, и агрикультурной. и духовной. Тогда, как и его египетский прототип. Ангел Умеренности смешивает два противоположных аспекта или сущности, создавая жизненную энергию. Хьюсон также указывает на то. что сходная идея была воплощена гностиком второго века Марком, который праздновал церковную службу Святого Причастия, используя две чаши вместо одной. «Вливая содержимое одной в другую,* — говорит Хьюсон. — «Он смешивает воду с вином, вода приравнена в его схеме с Софией, божественной мудростью, которая снизошла на землю и кружилась в темноте пустого пространства: а вино — с огненным духом Христа Спасителя.*
    Библиотека книг по магиИ/ЭЗотерике/саморазвитию
    Ангел Умеренности — переломная фигура а последовательности Таро, вдохновляющая большую часть последующих действий. Думаем ли мы о красных и синих противоположностях, которые она смешивает, как символизирующих дух и плоть, маскулинное и феминное, ян и инь. сознание и бессознательное, или же думаем ли об их взаимодействии как «браке Христа и Софии* или «союзе огня и воды», это неважно, потому как все это подразумевается. Жидкость, текущая между двумя кувшинами ни красная, ни синяя, а вместо этого чисто белая, и это предполагает, что она представляет чистую сущность, возможно, энергию.
    Конечно же, две элементарные противоположности такие, как огонь и вода, сначала не могут напрямую противостоять друг другу. Подобного рода столкновение в этом месте без сомнения было бы катастрофой. Это могло бы закончиться или насильственным захватом власти неконтролируемыми огненными элементами или же в равно катастрофическом тушении горящего пламенного духа приливной волной из бессознательного. Прежде чем красная и синяя стихии смогут безопасно встретиться а свете сознания, в темных укромных уголках психики, должна произойти подготовка. Ангел руководит именно этим церемониалом.
    В любой конфликтной ситуации созидательным первым шагом на пути разрешения является поиск судьи — кого-нибудь, чьи мудрость и понимание могут обращаться к обеим сторонам. Крылатая Умеренность, с равной заботой держащая и красное, и синие, является подобной фигурой. Ее крылья говорят нам о том, что она сверхчеловек — способный подняться над мелкими, земными вопросами. Она обитает в царстве, недоступном для смертных. На этой карте не изображена никакая человеческая фигура, означающая, что что бы здесь ни происходило — это происходит в бессознательном героя, без осознания или участия эго.
    Ангелов давно рассматривают как крылатых посланников небес, что психологически означает, что они представляют собой внутренний опыт нуминозной природы, соединяющий человека с архетипическим миром бессознательного. Эти крылатые видения появляются в наших земных жизнях в решающие моменты, внезапно принося новые понимания и раскрывая новые измерения опыта.
    В библейских рассказах ангелы традиционно появлялись для благовещения или откровения трансцендентального значения. Обычно послание ангела касается не только индивида, которому было видение, но также и коллективной группы. Подобное видение означает поворотные моменты, личные и культуральные Иногда они предвещают чудесное рождение (как в Благовещении деве Марии) или трубят о возрождении (как в Последнем Судном Дне), тема, которая позже появится в последовательности Таро.
    Ангел Умеренности не объявляет о себе слепящим светом или лязгом тарелок. Скорее она тихо стоит перед нами, как прочное бессмертное присутствие. В отличие от Ангела Судного Дня. нарисованного в двадцатой карте, которая прорвется через барьер, разделяющий небесное от земного, чтобы появиться в сиянии славы на небесах. Ангел Умеренность, как приличествует ее имени, не устраивает себе драматический выход. На самом деле, она вообще не делает выход. Она просто там есть, поглощенная процессом переливания. Чувствуется, что это крылатое создание не только что сошло с небес, но оно долго стояло там, ожидая, когда герой осознает ее.
    209
    В соответствии с древнем поверьем, у каждого живущего человека, животного и растения был свой ангел-хранитель. Возможно, это добрый ангел героя. Если он несет послания для него, оно передается ее действиями, которые как будто говорят: «Терпение — Вера. Во вселенной и в тебе самом действуют силы, которые находятся за пределами твоего повседневного опыта. Доверяй этим глубинным течениям жизни, позволь себе течь с ними*.
    Для Мейстера Экхарта ангелы представляли собой «идеи Бога-. В соответствии с Юнгом, ангел олицетворяет вхождение в сознание чего-то нового, поднимающегося из глубин бессознательного. Однажды он дал более точное определение ангелов как воплощенных передатчиков бессознательных переживаний, заявляющих о том. что они хотят говорить. Ангел Умеренность, как мы видим, еще не сделал заявления. Но, если герой захочет услышать послание Ангела, он мог бы. вероятно, начать диалог с ним. Такой диалог устанавливает живые отношения с отвечающим «другим» внутри.
    Этот метод разыгрывания связи человека с внутренней фигурой (который Юнг называл «активным воображением) также, видимо, использовался алхимиками. Они называли его meditatio. Руланд Лексикограф определяет meditatio как «внутренний диалог с кем-то невидимым, так же, как и с Богом, или с собой, или с собственным добрым Ангелом».
    После этого цитирования Руланда Алан МакГлашзн добавляет такие слова: «и с собственным темным Ангелом
    . Это уместное замечание, т.к. (как указал Юнг) ангелы, как все архетипы, создания сомнительной морали. В следующей карте Таро, Дьяволе, мы. в самом деле, столкнемся лицом к лицу с самым сомнительным и темным из них, с Князем Люцифером, падшим ангелом.
    Но Ангелу Умеренность можно безопасно доверять, т.к. у него на лбу цветок, чья 5-лепестковая круглая форма напоминает мандалу, символ квинтэссенции. Эта живая мандала расположена на точке третьего глаза, по традиции области высшего сознания, и в юнгианских терминах, точке индивидуации. На статуях Будды всегда есть некоторый знак на лбу. Это знак проснувшегося сознания, символ дважды рожденного.
    Хотя осознание героем своего Ангела все еще слишком глубоко зарыто, чтобы его сознательный разум мог проникнуть в него, тем не менее он интуитивно начинает понимать, что он тоже отмечен. Он вышел из своего столкновения со смертью как дважды рожденный, он чувствует, что его собственное осознание растет в новую жизнь. Мельком увидев это ангельское создание, он теперь чувствует себя избранным — выделенным из множества.
    Это знаменательный опыт, когда человека посещает такой ангел. Поэт Рильке следующими словами описал свой опыт столкновения с такими архетипическими существами:
    Кто мог прожить свою жизнь в одиночестве
    И не дивиться, как там ангелы
    Будут иногда приходить к нему и будут с ним делиться
    Тем, что не может быть дано толпе.
    Всем разбросанным и разрушенным. Кто а крике дал волю своим голосам?
    Библиотека книг по магиИ/Эзотерике/саморазвитию
    Такое компенсаторное послание исцеления и единства, как описывает Рильке, обычно приходит к нам во времена, когда мы наиболее одиноки — когда наша жизнь, внутренняя и внешняя, кажется наиболее фрагментированной. Именно в эти моменты, когда эго чувствует себя незащищенным, эти фигуры из глубин бессознательного могут войти в нашу зону осознания.
    Теперь герой находится именно в таком состоянии. То. что этот момент означает психологический поворотный момент, также следует из того факта, что Умеренность — последняя карта в своем горизонтальном ряду на нашей карте, и это указывает, что вот-вот произойдет динамическое изменение в течение либидо.
    Ужасы и инсайты, которые герой пережил, столкнувшись со скелетом предыдущей карты, оставили героя чувствующим себя потрясенным и одиноким, дезориентированным и оставленным в стороне. Он не может вернуться к своим старым способам и привычкам, его жизнь, какой он жил прежде, лежит в руинах. Его сознательная личность временно разбита вдребезги. И хотя панцирь его старого чувства безопасности непоправимо поврежден, именно сквозь его трещины можно увидеть новый свет, видение потенциальной целостности.
    Посреди шумных криков многих противоречивых идей, чувств и мнений, кружащихся внутри него, начинает проявляться новый центр скрытой тишины. Иногда, когда он смотрит внутренним оком, он может уловить слабые очертания своего ангела-спасителя, как нарисованного в Таро. Иногда, когда он внимательно слушает, он может услышать успокаивающий звук своих подземных вод. т.к. они снова начинают течь, и он может почувствовать, что его энергии оживляются и текут к новой жизни. Царство смерти закончено, доступно новое либидо.
    Теперь пришло время, чтобы это либидо было налито в новый контейнер. Но изменение не может быть сознательно задумано или направлено. «Психическая энергия,» — говорит Юнг. — «Очень разборчивая вещь, которая настаивает на выполнении ее собственных условий. Сколько бы энергии ни имелось в наличии, мы не можем сделать ее полезной, пока мы не сумеем найти правильный градиент.» Креативные энергии жизни не могут направляться одной только силой воли по всем тем каналам, которые бы выбрало сознательное эго, насколько бы разумными, логичными и подходящими бы эти каналы ни выглядели бы для мыслящего разума. «Жизнь может течь вперед.» — как говорит Юнг. — «Только по пути градиента». Для того, чтобы уравновесить течение противоположностей так, чтобы энергия нашла свой подходящий градиент, требуется терпение и мастерство ангела, т. к. трансформация этого рода находится за границами нашего сознательного контроля, закономерно, что герой сошел с картины, доверив своему Ангелу выполнять эту часть Великой Работы в одиночестве.
    На любом уровне смысла примирение противоположностей не является предметом логики и разума. Поколения людей безрезультатно боролись, чтобы примирить поиск смысла, например, в религии, и поиск факта, воплощенный в науке. Предполагаемая дихотомия между двумя этими базовыми побуждениями в людях не может быть примирена с помощью интеллекта. Как и все противоположности, они не могут быть разрешены с помощью логики, они только могут соединиться в точке опыта. Эта истина наиболее выразительно показана в снятом на пленку интервью Юнга, в котором его спросили: «Верите ли Вы в Бога?» на что он ответил: «Я не верю… я знаю.»
    211
    Ангел Умеренность, вероятно, олицетворяет этого рода внутренние знания, которые все больше будут вытеснять «веру» и «мнение’» в отношении к жизни героя. Мы можем увидеть в этой карте начало эры Водолея в психике, ведущее к новому обнаружению человека и его мира как целого. Изначально слово «целое» было синонимом слова «святое», а глагол «целить» означал «делать цельным». Юнг сделал вывод, что невроз представляет собой утраченную способность к целостности и святости религиозного опыта. В Умеренности восстановлена связь с нуми-нозным. Два ее сосуда, как святой Грааль и Потир, обладают магическими силами собирать вместе, содержать, сохранять и исцелять. И этот крылатый персонаж сам по себе останется своего рода архангельским проводником для героя в его путешествии. Он останется с ним как постоянное напоминание о том. что его мысли, его энергии и его планы никогда не целостны под контролем сознания.
    Жидкость в кувшинах Ангела кажется льющейся благодаря своей собственной жизненной силе из какого-то неисчерпаемого источника, как мифические воды чудесного кувшина. Рисунок траектории жидкости можно рассмотреть как раскрытую лемнискату. Закрытая лемниската, которая появляется как шляпа Мага в первом Аркане, подразумевает унитарную систему первичной креативной энергии до разделения на противоположности, движение кусающего себя за хвост уробороса. В Умеренности лемниската так раскрылась, что теперь противоположности разделены и ясно определены как два сосуда с бесценной жидкостью, перетекающей из высшего в низший контейнер, образуя новый вид энергии.
    Либидо, заново возрожденное таким образом, начинает течь в другом направлении. После вынужденного бездействия Повешенного и жестокого расчленения Смерти, энергия героя теперь скачет, как электрический ток. от высокого до низкого напряжения. Устанавливается новая связь между небесно-голубой ясностью духа и кроваво-красной человеческой реальностью. Водолей, знак идеальных отношений, заботится о взаимодействии между совершенным принципом и совершенной формой, т.к. Ангел одновременно и наливает, и принимает в одной лозе, он создает новые взаимоотношения между директивным напором позитивного ян и тихим удерживанием восприимчивого инь. Таким образом он объединяет волшебство Мага с волшебством его женского прототипа. Силы.
    В Маге и в Силе лемниската изображена шляпой. Такая шляпа является своего рода товарным знаком или ведомственным знаком отличия. Она указывает, что его носитель не кто иной, как хранитель магических сил или божественных талантов, которые он символизирует. Ангел Умеренность не носит никакой шляпы. Ее божественные силы находятся в ней самой.
    Хороший способ понять сюжет этой карты — сравнить ее с темой взаимодействия противоположностей, как они изображены в других Старших арканах. Например, в Колеснице, которая как раз та карта, которая находится над Умеренностью на нашей карте, красные и синие противоположности появляются как две сильные головы лошади. Хотя эти двое казались плохо подходящей командой, их таинственные невидимые поводья намекали на божественное управление. В Умеренности это божественное руководство идет прямо от крылатого Ангела, его центральной и единственной фигуры.
    Символизм Умеренности более обезличенный и абстрактный, чем у Колесницы. Он предлагает нам взглянуть на ситуацию с точки зрения вечности, соединяя нас Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию
    с чистым, унитарным знанием царства Водолея, существующим за нашим миром явлений. Здесь энергия, переживаемая ранее, как два отдельных зверя, сейчас открывается как один жизненный поток течения. В Колеснице задачей либидо было двигать героя вперед к его путешествию. В Умеренности само либидо претерпевает трансформацию. Противоположности, которые в начале царства Равновесия изображались как две чаши весов Правосудия, которые держались в стороне друг от друга, фиксированные перекладиной весов, теперь показаны как красный и синий контейнеры для одной уникальной жидкости Бытия, Теперь они стали альтернативными формами, которые формируют и удерживают эту elan vital.
    В предыдущей главе Смерть, размахивая орудием времени, угрожала внезапно оборвать смертное существование героя. Ухмыляющийся скелет представлял время в его самом ужасающем аспекте. Столкнувшись с этой чудовищной реальностью, герой начал подниматься в царство за пределами времени, выходить из тюрьмы земных ограничений в мир бессмертных. Ангел устанавливает связь между повседневным миром исторического времени и «сакральным временем*, используя термин Мирче Элиаде. Элиаде описывает это царство как «своего рода вечного мифического настоящего, которое периодически реинтегрируется с помощью ритуалов.»
    В Умеренности ритуал наливания воссоединяет героя с сакральным миром, быстро промелькнувшим перед ним в Повешенном, но с тех пор утраченным. Пет сомнений, что в будущем наступит время, когда он вновь потеряет связь со своим Ангелом и его миром бессмертных истин. Но никогда больше он не будет чувствовать себя полностью потерянным, потому что сейчас уже он испытал звук ее вод глубоко в себе и крестил свои мелкие заботы в течение ее творческой энергии.
    Этот ритуал ни в коем случае не является только философским представлением. Помощь, предлагаемая Ангелом, является практической, насущной и для внешней реальности, и для внутреннего путешествия. Если мы возьмем два сосуда как представление внешнего и внутреннего, сознания и бессознательного, получается, что Ангел своим ритуальным наливанием помогает герою примирить эти две стороны жизни. Как подчеркивает Юнг, каждый день возникает необходимость примирять мир наших снов с миром нашей повседневной жизни. В противном случае эти два мира склонны вторгаться друг в друга самым запутанным образом. Когда бессознательное выходит во внешний мир, заимствуя для символов своих снов события, людей и объекты нашего каждодневного опыта, оно угрожает привычному порядку повседневной жизни. Схожим запутывающим образом рациональный разум эго может вмешаться в мир образов бессознательного, нарушая и прерывая его исцеляющую работу.
    Когда эти два мира бессознательно смешиваются в отсутствии направляющего ангела-хранителя, наша жизнь превращается в беспорядок и путаницу, часто с катастрофическими последствиями. Если мы пытаемся прожить на внешней стороне драму, которая более справедливо принадлежит внутренней, сюжет может закончиться трагедией. Мы можем, например, проецировать Ангела Умеренности на кого-нибудь из наших знакомых, обращаясь к этому человеку за тем. чтобы он заботился и решал все наши конфликты, проблемы, надежды и мечты, ожидая, что это кажущееся высшее существо направит и отрегулирует течение нашей жизни. Если так. то не надо говорить, что Ангел четырнадцатой карты однажды выскочит из нашей колоды как Дьявол пятнадцатой карты.
    213
    Конечно, так же непрактично пытаться втиснуть в наш внутренний мир события, которые по справедливости принадлежат внешней реальности. Если, например, у нас проблема с супругом или соседом, бесполезно воспринимать эту драму всецело на символическом уровне, проводя долгие часы, придумывая воображаемые диалоги с этим человеком или теоретизируя в одиночном заключении о возможных причинах поведения другого. Хотя небольшое количество интроспекции является ценным, наступает время, когда необходимо выйти в реальность и начать всамделишный диалог с этим самым человеком. Очень часто, когда мы набираемся смелости, чтобы делать это. мы обнаруживаем, что внешняя реальность намного менее угрожающая, чем та внутренняя драма, которую мы на придумывал и. Может даже так случиться, что то, что представлялось в нашем воображении трагедией антагонизма на самом деле превращается в комедию ошибок.
    Итак, подобно Ангелу, мы должны найти два контейнера для двух наших миров, чтобы они случайно не смешались, и. подобно ему, мы должны твердо держать их оба (и тот. и другой). Когда и как перемешивать содержимое этих контейнеров — это то. чему мы можем научиться только пробуя и ошибаясь.
    Эту четырнадцатую карту называли Алхимиком. По алхимической теории вся материя могла быть сведена к одному веществу, из которого хитрыми процессами основное и тленное могло быть извлечено так. что в конечном итоге только чистое и нетленное, философское золото, могло быть воплощено. Возможно, нечто подобное начинает происходить в глубочайших водах психики героя. Как будто урожай Смерти из частичных аспектов, изношенных представлений и способов поведения (символизируемых подходящими головами, ногами и руками тринадцатой карты) был сведен к одному веществу, из которого может начать формироваться новое психическое существование.
    Ангел, занимающийся этой утонченной алхимией, по праву назван Умеренностью. Умерять означает «привести к подходящему или желанному состоянию с помощью смешивания или переливания*. Мы умеряем сталь, чтобы она стала сильной и в то же время упругой. В идеале мы умеряем правосудие милосердием по той же причине. Правосудие появилось как первая карта в Царстве Равновесия на нашей карте. Полезно сравнить эту карту с Умеренностью, последней картой в этом ряду. В Правосудии центральная фигура сидела на троне жестко и несгибаемо, подобно вертикальной оси ее меча, противоположные чаши ее весов разделялись такой же несгибаемой перекладиной. Как мы видели, она показала закон противоположностей и как они вместе работают комплементарным образом. Инструменты, которые держала Правосудие, были сделанными человеком в качестве устройства для различения и измерения. Хотя она и руководила моральными соображениями, она сидела над ними, она не было лично вовлечена. Она появлялась как аллегорическая фигура, ни человек, ни одна из богов.
    Несмотря на то. что Умеренность — небесное создание, она выглядит более человечно, чем Правосудие. Она с крыльями, в то же время она твердо стоит в нашей реальности, таким образом она принимает участие в обеих сферах, и в небесной, и в земной, соединяя их. В отличие от Правосудия, она выглядит очень вовлеченной и глубоко обеспокоенной имеющимся процессом. По сравнению с ригидностью, олицетворяемой Правосудием и ее весами, все в облике Умеренности кажется таким же текучим, как и магические жидкости, которые она наливает.
    Библиотека книг по магии/Эзотерике/саморазвитию
    Тело Ангела раскачивается и течет в ритмичном танце, похожем на рябь волы. На ее юбке — красная и синяя вставки; их цвета многозначительно расположенные обратно цветам сосудов, предполагая, что переход либидо, изображенный здесь, является частью непрерывного процесса, бесконечного переменного напряжения. Это естественное событие, происходящее на открытом воздухе напротив дикого фона, два зеленых растения которого вторят эхом энергии, содержащейся в этих двух сосудах. Изображенную здесь игру воды нельзя контролировать или измерить даже самыми точными инструментами цивилизации. Действие Умеренности происходит только по милости Божьей и под присмотром ангелов.
    Теперь, когда мы пришли к концу Царства Равновесия, было бы полезно вновь взглянуть на его общий рисунок. Взятый в целом, средний ряд Старших Арканов Таро подчеркивает то, что можно назвать моральными вопросами. В философии Средневековья, Умеренность была одной из трех главных добродетелей, каждая из которых появляется в Таро. Несмотря на то, что психологическое значение этой карты Таро увело нас далеко от буквального значения умеренности, что по-про-стому есть сдержанность, это значение, тем не менее, подразумевалось во всем, что было сказано. Вторая главная добродетель. Мужество, изображенная как дама со львом одиннадцатой карты, демонстрирует терпеливую храбрость, моральную силу и стойкость, обычно связанные с мужеством. Третья главная добродетель. Благоразумие в Марсельском Таро специально не изображена, но по мнению Моакли, танцующий человек, которого звали Благоразумие, в некоторых колодах занимает место Повешенного. Благоразумие, кажется, не было упущено в Таро, оно было просто (неблагоразумно?) перевернуто вверх ногами.
    Другой повторяющийся паттерн во втором ряду Старших Арканов Таро, конечно, тот. что про уравновешенность, или выравнивание противоположностей. Сквозь весь этот ряд мы видим непрерывное взаимодействие мужской и женской энергий. Правосудие изображается женщиной, но она держит меч, символ мужского Логоса. Отшельник представляет архетипического Мудрого Старца, в то же время на него надеты ниспадающие одежды Матери Церкви. Колесо Фортуны подчеркивает циклическое взаимодействие всех противоположностей, за ней следом идет Сила, на которой дама со своим львом перемешивают свои два вида энергии в гармоничном симбиозе. Следующий за ними Повешенный показывает нам того, кто достигает равновесия между небом и землей. В Смерти другие противоположности, такие как король и простолюдин, мужчина и женщина, порублены и запаханы, подготавливая реорганизацию и реассимиляцию. процесс, начинающийся в последней карте этого ряда, в Умеренности,
    Стоит отметить, что большинство действий в этом втором ряду инициированы или возглавлялись женскими фигурами. Правосудие. Сфинкс на Колесе Фортуны, Сила и Умеренность, все явно женские персонажи определяли действие. Повешенный пассивен, неспособен к действию. Упакованный и обездвиженный в своеобразном гробу, созданном деревьями Природы и землей, он удерживается в плену феминным. Только Отшельник и Смерть (обе андрогинные фигуры) изображают мужской принцип в действии. Кроткий Отшельник, вооруженный лишь маленькой лампой, не инициирует никакого действия, он просто излучает свой мягкий, вопрошающий свет на все. что бы ни происходило. Смерть нарисована как очень активная, но она себе не хозяин. Ее коса со своей формой полумесяца принадлежит Богине Луны Астарте, хозяйке времени, приливов и перемен.
    its
    Другой паттерн, обнаруживаемый в этом Царстве Равновесия, это тот способ, по которому карты сменяют друг друга в теме между общим и частным. Сначала представлена общая проблема, которая затем иллюстрируется и амплифициру-ется особыми примерами ее применения в чередующемся ритмическом паттерне. Первая. Правосудие, изображает универсальную моральную дилемму, проблему определения и измерения вины и невиновности. Далее идет Отшельник, лампа которого освешзет более индивидуальный и человечный подход к проблеме. Карта под номером десять. Колесо Фортуны, снова возвращает нас к универсальному. Она ставит вечный вопрос судьбы против свободной воли: Пойманы ли мы, как животные, навсегда в не такую уж и веселую карусель инстинктивного поведения? В качестве ответа следующие два аркана показывают нам две альтернативы. Первый — Дама со львом, которая демонстрирует, как можно приручить звериную природу, и второй. Повешенный, тело которого кажется таким же беспомощным, как и животные на Колесе Фортуны, но дух которого (в отличие от них) достаточно свободен, чтобы найти смысл страдания. Тринадцатая карта снова возвращает нас к универсальному, напоминая нам. что человек, как и животные, не в силах избежать скелета. Смерти. И теперь Умеренность очищает наши ошибочные представления, соединяя нас божественным образом, но в то же время по-человечески, с неизменным миром за пределами достигаемости косы времени. При этом она делает изящный переход между миром моральных проблем и миром божественного просвещения, который будет темой, выраженной в последних семи картах серии Таро. Но даже для ангела этот процесс является медленным. Работа, которую он здесь инициирует, будет завершена только в конце путешествия Таро.
    Т.к. про Умеренность говорят как про «Алхимика*, стоило бы снова поставить вопрос о некоторых вещах, о которых мы говорили на языке старых алхимиков. При этом мы можем наблюдать, насколько точно этот Старший Аркан Таро и следующие за ним карты отражают символический язык тех первооткрывателей, которые прокладывали пути к индивидуации.
    Нз алхимическом языке «клейковина орла* и «кровь льва* смешивалась в «философское яйцо* или перегонялись, после чего подвергались жаре. В Умеренности мы видим изображенной начальную фазу этой Великой Работы, сострадательную заботу Ангела, обеспечивающую тепло, необходимое для начала процесса «готовки*. В следующих двух картах (Дьявол и Башня Разрушения) будут показаны способы, благодаря которым другие различные вилы нагрева — говоря и алхимически, и психологически — могут применяться.
    Действие Ангела Умеренности в работе с водами психики героя похоже на действие солнца, алхимика Природы, с водами нашей земли. Солнце делает нашу планету алхимической ретортой, в которой океанические воды поднимаются к небу и затем их примеси очищенными возвращаются на землю каплями дождя. Этот непрерывный круговой процесс кратко излагает естественные взаимоотношения между небом и землей — между архетипическими фигурами коллективного бессознательного и реальностью человеческого эго.
    Именно Умеренность первой вводит этот вид плавного разговора между небесным и земным царствами, или. говоря психологически, между Самостью и эго — диалог, который станет центральной темой всех последующих карг. Значимо, что Умеренность — единственное крылатое существо в Таро, которое спускается на
    Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию
    землю, сталкиваясь с человеком лицом к лицу. Крылатый Эрос шестой карты, о чем будет напомнено, появился только на небесах, парящим невидимым на заднем плане, чтобы выстрелить своей мощной стрелой и исчезнуть. То, что ангел-хранитель героя стоит перед ним в земной реальности, означает, что теперь он переживает реальность бессознательного по-новому. Никогда больше он не будет отвергать фигуры внутреннего мира, как созданий своего воображения. Хотя он может продолжать думать о «внутреннем» и «внешнем», как о двух мирах, отныне он пожалует внутреннему миру’ действительность, равную действительности внешнего мира. Возможно, по мере того как он будет обретать уверенность, он сможет двигаться к внутреннему миру и более свободно взаимодействовать с его обитателями.
    В этой связи интересно изучить развитие телесных движений, как изображено в картах Таро. Верхний ряд карт не показывает никаких взаимных движений между небом и землей, и даже на горизонтальной поверхности движение запрещено. Большинство фигур в этом ряду сидят или стоят в некоторых ригидных позах. Только руки Мага, его шляпа с лемнискатой и лошади, тянущие Колесницу, изображают движение. Но во втором ряду движение во всех направлениях становится важной темой, и это проясняет его центральная карта. Колесо Фортуны. Хотя этот ряд начинается с ригидной фигуры, Правосудия, и с некоторого рода механического движения ее весов, активность становится очеловеченной в Отшельнике и Силе, движение которых напоминают подобие танца. Смерть также участвует в танце. Только Повещенный обездвижен, но (как мы знаем) на самом деле он танцует.
    Мотив танца является важным в Таро. Танец — это вид искусства, в котором тело и душа взаимодействуют индивидуальным и выразительным образом. Танцор тянется к объектам и другим людям, выражая свое отношение на земном уровне, и он протягивает свои руки к небу, призывая богов. В Таро есть несколько танцующих фигур. Дурак, как обычно, начинает танец совершенно бессознательно, выделывая ногами курбеты на своем счастливом пути. Повешенного, чей танец равно бессознателен, можно рассматривать как наглого Дурака, терпящего неудачу в реалиях жизни. Танец скелета Смерти сменяется ритуальным танцем Умеренности с живыми водами, Мы можем рассматривать два этих танца, если захочется, как одно единое действие. Если вы на мгновение посмотрите на Смерть и Умеренность, вы увидите, как их тела склоняются друг к другу таким образом, что они образуют эллипс.
    Этот эллипс — символ определенного рода алхимического взаимодействия между небом и землей, которые мы описывали. Как мы увидим в последующих главах, это повторяющаяся тема в нижнем ряду Старших Арканов, достигающая своей кульминации в Мире, где изображена Танцовщица. Если вы посмотрите на двадцать первую карту, вы увидите, как плавные движения этой финальной фигуры почти точно были предчувствованы в движениях тела Умеренности. Обратите также внимание, как эллипс, образованный раскачивающимися телами Умеренности и Смерти, появляется в Мире как эллиптический венок, окружающий Танцовщицу.
    Но переход от танца Умеренности к танцу, изображенному в последней карте, не является упорядоченным. Как мы знаем, хореография жизни не идет по ступеням логики. Скорее она следует спиральным путем, который, попеременно поднимает нас вверх и снова бросает нас вниз.
    Мы достаточно долго побыли с нашим Добрым Ангелом. Пришло время посмотреть в глаза Дьяволу. Он ждет встречи с нами в следующей карте.

Добавить комментарий