20. ЮНГ И ТАРО. ЗВЕЗДА

  1. ЗВЕЗДА: ПРОБЛЕСК НАДЕЖДЫ
    Небеса вверху
    Небеса внизу
    Звезды наверху
    Звезды внизу
    Все. что есть наверху
    Также есть и внизу
    Осознай это
    И возрадуйся!
    (Алхимический текст)
    Рис 72
    В предыдущей карте мы видели двух человеческих персонажей, которых насильно выбросили из башни. Несмотря на то. что они потеряли свою прежнюю точку зрения и защищающие их стены, они все равно есть друг у друга, и они все еще носят одежду, которая представляет их социальную идентичность. В Звезде мы впервые видим обнаженного человека (рис. 72). Лишенная всех опознавательных признаков и лишенная какого-либо притворства, ее истинная самость открыта всем силам природы. Не нося никакой социальной персоны или маски, она раскрывает свою истинную сущность.
    Женщина стоит на колене около ручья, ритуально выливая воду из двух красных сосудов так. что одна струя воды течет обратно в ручей, а другая льется на землю. Она появляется в том моменте, где живая вода коллективного бессознательного прикасается к миру индивидуальной человеческой реальности. Она занимается обеими струями и. благодаря ей. они плодотворно взаимодействуют. Вода, падающая на землю, питает все те семена, которые лежат в ней мертвым грузом. Вода
    Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию
    из другого кувшина, теперь насыщенная воздухом и очищенная, течет обратно в тот же ручей, чтобы оживить и вновь наполнить его.
    Говоря психологически, коленопреклоненная фигура может разделять и разбирать прозрения, только что ставшие доступными сознанию, отделяя личные от трансперсональных. Возможно, она размышляет над катастрофическим происшествием, изображенным на Башне Разрушения. Размышляя над его смыслом и по-человечески, и символически, она соотносит друг с другом внешнее событие и внутреннюю психическую ситуацию, которой оно соответствует.
    С этого места в нашей серии Таро, как мы увидим, мы открываем новое измерение осознания, в пределах которого превратности жизни будут восприниматься с точки зрения вечности. Мир. больше не рассматриваемый через узкие щели Башни, развернет новые перспективы под широким звездным небом. Стороны психики, прежде заточенные внутри каменных стен и освобожденные теперь, спустятся на землю, где они смогут действовать более реалистично. В Звезде природная жрица запускает процесс обнаружения в событиях земного существования, принцип, соответствующий небесному замыслу. Человек чувствует, что ритм ее наливания созвучен ритму космического танца наверху.
    Ее два кувшина свидетельствуют о родстве с Ангелом Умеренности, соединяя ее с архетипическими силами. В то же время она является человеческим персонажем без крыльев, и кувшины кроваво красного цвета символизируют физическую природу и человеческое чувство. Она преклонила колено у ручья, играя его водами с усердной сосредоточенностью ребенка. Будучи нагой, она соприкасается с природой непосредственно и прямо. Она может заземлить молнию предыдущей карты, осаждая ее в реальность и соединяя ее с первоначальными водами и основополагающим миром существования.
    Ее поза и общая манера держаться выражают смирение, состояние, довольно отличное от унижения, испытываемого двумя персонажами, падающими из башни, в которую ударила молния; унижение, которое все мы испытываем, когда заветный образ себя выброшен взрывом из своей крепости. Как нам всем известно, кропотливая трансформация такого болезненного унижения в чувство, приближающееся к смиренному принятию себя, трудная задача, требующая сверхчеловеческой помощи.
    За спиной и над коленопреклоненной фиброй вращаются семь разноцветных звезд вокруг центральной звезды. Среди этих семи звезд нет ни одной одинаковой, у каждой, кажется, есть своя уникальная индивидуальность. Они изображены с множеством лучей и напоминают такое мерцание звезд, какое в самом деле видно на небе. Сменяющий друг друга рисунок их окраски дает ощущение, что они вращаются вокруг большой двойной звезды. В отличие от них. центральная звезда нарисована с геометрической точностью. Эта двойная звезда создана наложением желтой восьми-конечной звезды на красную так, что обе кажутся испускающими попеременно сменяющие друг друга вспышки света. Черные линии соединяют восемь точек желтой звезды с центром, где они сходятся как спицы колеса. Черная точка центра предполагает, что двойная звезда приколота к небесам, где она остается неподвижной, но чередующиеся цвета ее шестнадцати точек указывают, что это гигантское колесо вращается на своей собственной оси. По сути, эта звездная система представляет собой солнечное колесо или мандалу.
    я;
    Подобный придающий устойчивость центр или образ целостности часто появляется в снах и видениях в периоды хаоса и путаницы, которые обычно следуют за катастрофическим событием, подобных! изображенному на предыдущей карте. Внезапное появление на небе великой звезды наводит на мысль, что новое видение целостности вышло на поверхность из глубин и скоро станет доступно сознанию. Оно изображает неподвижный центр, объединяющий желтый цвет духа, интуиции и света с красным цветом тела, эмоций и плоти. Вокруг этой центральной точки могут начать вращаться меньшие светила, разнообразные части личности.
    Алхимические тексты часто изображают сходные конфигурации, рисуя гигантскую неподвижную звезду (изображая процесс просветления), вокруг которой врашаются семь планет (представляющих семь стадий алхимического процесса). Алхимики называли этот процесс Великой Работой, т.к. они верили, что бесценное «’философское золото* может быть получено только собственным трудом человека, что отличается от христианской идеи спасения милостью Божией. Центральной идеей алхимиков было то. что не только человечество, но вся природа была пронизана божественным духом, и что главной задачей человечества было освободить дух, заключенный в материи. Только благодаря участию в этой Великой Работе дух самого человека мог быть освобожден. Алхимики видели искупление как побочный продукт этого пожизненного труда, а не как его цель. Для них это было уединенной задачей, выполняемой в одиночестве или вместе с одним набожным партнером противоположного пола. Они чувствовали, что воссоединение с божеством никогда не может быть достигнуто еп masse, но только может произойти внутри каждого человека в результате его собственного самоотверженного усилия.
    Идея Юнга об индивидуации, как следует из самого названия, схожа с алхимической точкой зрения. Юнг утверждает, что спасение человека лежит в глубинах его психики, и каждый из нас должен своим собственным образом трудиться, чтобы обнаружить и освободить золотую сущность, которая похоронена в нашей психофизической природе. Алхимики, для которых внутренний мир был все еще тайной, проецировали элементы своей психики на элементы внешней природы, с которой они постоянно работали. Юнгу и последующим за ним психологам оставалось разработать способы снятия проекций с внешних объектов и людей и противостояния им как архетипическим психическим элементам.
    Рассматриваемая в этом контексте. Звезда отображает важный шаг на пути к более осознанному и активному участию в процессе индивидуации. В Башне просветление пришло ослепляющей молнией, которая была слишком ослепляющей и катастрофической, чтобы столкнуться с ней непосредственно, не говоря уже об усвоении. В других картах действие приводилось крылатыми фигурами или другими небесными персонажами. В Звезде центральная фигура изображена обнаженным человеком, смиренно стоящим на колене. В этой спокойной, естественной позе есть место для созерцания и пространство для бесшумного роста.
    На заднем фоне расположены два зеленых дерева, на одном из которых высоко сидит черная птица. В отличие от орлов, украшающих гербы на королевских щитах Императрицы и Императора, эта птица — живое создание, указывающее на то. что связь между небом и землей стала живой реальностью. Деревья также живые и цветущие. Дремлющие, усеченные деревья, которые до этого держали в заключении
    Библиотека книг по магии/ЭЗОтерике/саморазвитию
    Повешенного, пустили новые побеги, освобождая его для нового развития и предлагая ему более широкие перспективы.
    Символически, деревья красиво выражают и трансперсональное, и индивидуальное. Укоренившись глубоко в землю и поднявшись высоко в небо, они соединяют небо и землю. Строение дерева, от кончиков его сложной корневой системы, поднимаясь вверх по стволу и ветвям к веточкам и листьям, представляет образцовую диаграмму, так сказать, взаимосвязи и взаимозависимости, присущие всей природе. Деревья втягивают в себя все 4 элемента, синтезируя и превращая их в жизнеспособный новый подрост. Таким образом, деревья символизируют трансперсональную, универсальную самость. В то же время, форма и рисунок каждого отдельного дерева отличается от всех других. Итак, деревья могут представлять уникальность способа, каким трансперсональная самость проявляет себя в каждом индивиде.
    Два дерева в Звезде также могут напомнить одно из двух деревьев Эдемского сада: Дерево Жизни и Дерево Познания Добра и Зла. Возможно, как Эдемские деревья, эти два на картине символизируют двойные импульсы, укорененные в человеческой психике, которые приводят нас к действию — одно, побуждающее нас проживать жизнь, и другое — побуждающее нас познавать жизнь.
    Когда символы появляются в удвоенном виде в снах и другом материале бессознательного, это часто указывает, что новый аспект психики, до этого времени неосознаваемый, теперь перемещается в сознание. В бессознательном противоположности не разделены; все качества и смыслы перемешены и переплетены. Но когда мы впервые начинаем осознавать новое содержание, оно становится разграниченным. различаемым, появляясь часто сначала в качестве близнецов — двух предметов одного и того же типа. Позже, когда это архетипическое содержание становится более осознанным, две фигуры, воплощающие его суть, могут показать себя в виде двух похожих, но не идентичных вещей.
    Например, в пятом Аркане Таро, Папе, вопрошающий человеческий дух был представлен двумя прелатами. Эти близнецовые фигуры, стоящие бок о бок, преклонили колени одновременно и носили идентичную одежду, указывая на то. что их характеристики как отдельных человеческих существ были все еще скрыты от сознания. В следующей карте. Влюбленный, мы видели двух женщин. Эти женщины не были одинаковы в одежде, возрасте или характере. Это указывало на установление различий между разными сторонами феминного принципа, разыгрываемого там. Грубо говоря, они представляли черты и аспекты «девы*, прежде воплощенные в Жрице, и аспекты «матери*, прежде изображенные в Императрице.
    Сходным образом Колесница изображала животное либидо как двух лошадей. Хотя эти лошади, одинаковые по размеру и характеру, были запряжены вместе как одна упряжка, их контрастирующие цвета (красный и синий) обнаружили резкое различие между двумя видами либидо, которое они символизировали: красная лошадь, представляющая импульс к физической деятельности (инстинкт проживать жизнь), и синяя, представляющая более духовную тенденцию (инстинкт познавать жизнь). В Звезде мы сейчас видим эти два импульса, изображенными как два дерева. В отличие от лошадей, они не выглядят необузданной, непослушной упряжкой, которую тянут в разные стороны. Хотя деревья разделены большим пространством, оба уходят корнями в ту же самую Землю-Мать, и черная птица перелетает с одного на другое, соединяя оба.
    249
    Тема ‘’Пары* опять повторяется в двух сосудах, сходных по размеру, форме и цвечу Но несмотря на то, что два сосуда почти идентичны, их функции различны. Как мы видели, один выливает воду обратно в ручей, и другой — на землю. Здесь действия женщины-Звезды могут подчеркивать идею Юнга о том. что два вида либидо — духовное и физическое — в самом деле одна сущность, но каждая приспособлена для разных целей.
    Примечательно, что эта карта названа Звезда, тем самым направляя наше внимание к небу и предполагая связь между небесными телами и всем тем. что происходит внизу. Звезды обычно символизируют направляющие силы. Моряки используют звезды, чтобы искать свой путь сквозь неисследованные моря. Астрологи используют звезды для предсказания будущих направлений развития и для помощи людям в достижении соответствия ритма их жизней с движением планет. Бетельгемская звезда направила волхвов к яслям. Кажется, что и практически, и символически, звездная карта, разбросанная по небу, соответствует нашим внутренним констелляциям. Эта небесная карта живая, вибрирующая энергией. Вне зависимости оттого, изучаем ли мы ее сознательно или поворачиваемся к ней спиной, как это делает женщина-звезда, ее излучение тем не менее далее имеет влияние на наши жизни.
    Звезды — это маленькие пучки света, уменьшенные до размеров человека. В отличие от молнии предыдущей карты, звездный свет не может ослепить или уничтожить человека. В отличие от солнечного света, он не может иссушить или сжечь. Как лампа Отшельника, каждая звезда предлагает нам ограниченное и поддающееся контролю просветление — духовное понимание — разделенное на части. Маленькие по размеру, подходящие для усвоения человеком. Этот непрерывно меняющийся, но предопределенный рисунок, проливает свет на изначальный момент обычного времени: но свет от звезд, который достигает нас сегодня, начал свое путешествие к земле миллиарды лет назад. В этом смысле, звезды соединяют каждый индивидуальный момент с трансцендентальным временем. Они излучают мудрость древних знаний на наши текущие дилеммы.
    Звезды также связаны с бессмертием. В одной древней легенде рассказывается. что во время смерти каждая душа поднимается на небо, где она бесконечно светит как звезда. Героические персонажи или боги часто становились бессмертными в виде планет или созвездий, которые до сегодняшних дней носят имена тех. кто был удостоен этой чести. В другом распространенном поверье говорится, что при рождении каждому человеку давалась своя собственная личная звезда, представлявшая его трансцендентального двойника или направляющую звезду. Такая звезда, по поверью, охраняла и наблюдала за делами своего земного подопечного, направляя его судьбу и защищая его от вреда. Эта идея находит свое отражение сегодня в распространенном суеверии, что. если мы загадаем желание во время падения звезды, оно сбудется, и, когда оно сбывается, мы благодарим нашу «счастливую звезду*.
    В другой древней легенде более конкретно говорится о соотношении между миром вверху и внизу, или. используя психологические термины, между самостью и эго. Было поверье, что при рождении душа спускается на землю через планетарные сферы, собирая по мере своего продвижения качества, принадлежащие различным планетам. Во время смерти запускалось обратное движение, так что эти качества
    Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию
    возвращались к соответствующим им планетам, чтобы ими могли пользоваться следующие поколения новорожденных душ. В непрерывном циклическом ритме, ничем не отличающемся от разливаний женщины-звезды, мы, люди, заимствуем свет, энергию и таланты у звезд, возвращая их небесам (возможно, пополненными и усиленными?), когда наша жизнь на земле завершена.
    Мысль о том. что звезды были тесно связаны с судьбой человека, предшествовала астрологии. Когда человек впервые обнаружил, что движения планет можно предсказывать, он также с жаром принял идею, что человеческая судьба также может направляться некоторым божественным порядком. Он больше не чувствовал себя созданием, как попало разбрасываемым по воле богов. Для него с тех дней и далее звезды светили вперед, как маяки, провозглашая, что каждая индивидуальная жизнь связана с божественным замыслом, давая надежду, что кажущиеся случайные события каждодневной жизни создавали полную смысла часть во вселенском порядке. Благодаря своему сопереживанию звездам, человек, больше не являясь игрушкой судьбы, стал воодушевлен чувством судьбы. Как будто мерцающие звезды были маленькими окнами или глазами, сквозь которые человек мельком увидел вечность.
    Мейстер Экхарт сказал: «Око. которым я вижу Бога — это око. которым Он видит меня». Звезды часто рассматриваются как глаза небес, где боги смотрят вниз на наши деяния. В терминологии Юнга они символизируют архетипы, которые являются образами, влияющими на наши жизни, и посредством которых мы переживаем несметное число сторон божества. По мере того, как мы двигаемся на пути индивидуации, эти многие дискретные разрозненные точки раздробленного света имеют склонность сливаться вместе, пока они не будут увидены как один яркий свет, сияние которого более непрерывно. Можно представить себе этот великий свет, спрятанный за небесным занавесом, за которым он светится нам через маленькие дырочки, пока занавес не упадет полностью, так что мы сможем столкнуться с источником более непосредственно.
    Звезды в нашем Таро не нарисованы на темном ночном небе, как они бы появлялись в природе, но вырисованы на белом фоне. Как и в случае с молнией на предыдущей карте, это намекает рассматривание этих феномены символически, как проявления, появляющиеся внутри психики, а не как события внешней природы. Женщина-звезда не поднимает свои глаза к небу; возможно, она видит их отражение в воде. В любом случае, ее настроение рефлексивно; можно почувствовать. что она осознает планеты как внутренние данности, и что они влияют на ее действия.
    Важно отметить, что сам герой не появляется на этой картине. Он на данный момент потерян для себя и для нас. Тесная жесткая башня, в которой он был ранее заключен, больше на сдерживает его. Надменно вознесшееся сооружение из слов, наборов правил и понятий, которое он строил кирпичик за кирпичиком, чтобы защитить себя, больше не защищает его. Ранее, гордо сидя в своей башне, он думал о себе как о высшем существе, прочном, цельном, крепком и уверенном в себе — что он некто. Теперь он обнаруживает, что он никто. Он утратил все контакты со своим эго-интеллектом. Его образ себя теперь оказался разбитым на голову. Часы, которые до этого отсчитывали события его жизни, испортились; компас, который направлял его путешествие, потерян. Он рассчитывал, что его колесница, золотая
    251
    повозка, «привезет его домой*, но теперь даже она больше недоступна. Его эго-сознание и его подвижность лежат беспомощными. Только посредством обнаружения Женщины-Звезды он может быть спасен.
    Эта женщина — архетипическое создание глубин. Она живет и двигается в безвременном мире планет — мире, который существовал миллиарды лет назад, задолго до появления человека и его часов. Наше представление о времени настолько заключено в движении приборов, сделанных человеком, что тяжело представить, что отрезки времени — сравнительно недавнее изобретение. Веками человек вместе со всеми остальными творениями жил и двигался исключительно по звездному времени. Внутри каждого из нас. погруженная глубоко в бессознательное. все еще живет примитивная первобытная первозданная женщина-звезда, чей аналог изображен здесь. Она двигается за пределами времени, подчиняющаяся только ритму природы. Как и женщина на этой картине, наша внутренняя женщина настраивает свой ритм движением звезд. Эта архетипическая сила является важной частью психики, но. когда эго чересчур активно, мы иногда теряем связь с ней; когда эго теряет силу, как происходит в Звезде, мы снова можем найти ее.
    В психологии мужчины такая женская фигура представляет его аниму или бессознательную женскую сторону. В путешествии женщины эта фигура, будучи того же пола, могла бы символизировать теневую сторону личности, т.к. женщина-звезда нарисована в Большом Масштабе, больше, чем жизнь, она может воплощать качества далеко за пределами личной тени и больше сродни самости, этому всеобъемлющему архетипу, который является центральной звездой нашего психического созвездия. В любом случае, коленопреклоненная фигура представляет до этого недосягаемую, недоступную сторону психики, которая, как сказочная принцесса, ранее была заключена в башне и держалась там взаперти жестоким королем Логосом, правителем нашего маскулинно-ориентированного общества.
    В Силе Таро мы встретились с похожей женской фигурой, которая занимала лидирующую роль в рисунке. Там, одетая в соответствии со своим временем, она представляла более личную сторону архетипа — очеловечивающее влияние. Сталкиваясь со львом, она помогает одинокому путешественнику распознать и приручить эмоции так. чтобы они не прорывались разрушительным образом. Здесь, как женщина-звезда, она показывает, как привести эти очищенные энергии к более творческому использованию. Эмоции, которые прежде могли быть извергаемыми, вспыхивающими, как молнии, в ярости против судьбы, теперь могут быть разлиты, как питательный и исцеляющий бальзам.
    Одна часть этой преобразованной энергии течет обратно в ручей. Она принадлежит бессознательным глубинам, которые никогда не могут быть полностью поняты или усвоены. Другая часть поливает водой плодородную землю повседневной реальности. Она работает с этими противоположностями одновременно, соединяя их два мира посредством действий своего теля и преданности своего духа.
    В психологии женщины 20 века, изолированной от связи с природой, и ее естественного, рожденного религиозностью, благоговения, появление этой Жрицы Природы может предвещать воссоединение с трансцендентальной самостью. Жрица преклонила колено молитвенным образом. Положение ее конечностей напоминает свастику, первозданный вид креста. Свастика, называемая «молот творения*, символизирует непрерывное движение космоса, еще раз соединяя
    Библиотека книг по магии/ЭЗОтерике/саморазвитию
    Рис . 73
    рисунок циркулярного наливания женщины с циркуляцией планет над головой. Ее атмосфера глубоко религиозна.
    Как указал Юнг, латинское происхождение слова «религия», означает «внимательно рассмотреть». Женщина-звезда кажется потерянной в тщательном рассмотрении непредсказуемого. Пока она медитирует, она ритуально разливает воду, как будто приносит возлияние богам. Именно ее задачей будет инициировать эго в неорганические слои психики. Ее сознание начнет воспринимать внутренние регионы, более удаленные и таинственные, чем те. которые символизированы львом; уровни, более глубокие и более элементарные, чем населенные насекомыми и червями, с которыми столкнулся Повешенный.
    Психологическое значение Женщины Звезды можно увидеть, противопоставив эту карту Таро известной картине Ван Гога «Звездная ночь» (рис, 73). Эта картина была написана в 1900 году в Сен-Реми, приюте для душевнобольных, в котором художник провел последние годы своей жизни. Ван Гог. как и наш герой Таро, насильно удалился из мира обычной жизни, оказался брошенным в суровом и одиноком месте. Но на полотне Ван Гога никакая посредническая фигура не помогает ему справиться с внезапным налетом элементарного содержания из глубин бессознательного. На небесах никакая центральная звезда не сияет, чтобы удерживать планеты на своих орбитах. Здесь звезды кажутся скоплениями огня, вихрящимися в неспокойном небе, каждая из которых сама себе голова. Одна звезда, уносимая ветром, похожая на комету, похоже, оторвалась от своих причалов, потому что она безумно движется по небесам, угрожая даже ворваться в земное царство внизу.
    На переднем плане темный кипарис, извиваясь от агонии, стреляет огнями в небо. Как будто естественные границы неба и земли разверзлись, и все творение сошло с ума. Единственный образ единства и гармонии в этом хаотическом холсте
    253
    появляется в верхнем правом углу, где солнце и луна соединены вместе в символическом союзе противоположностей. Но этот образ не является центральным: он кажется далеким и недостижимым. Без вмешательства человеческого воображения, символизируемого Женщиной Звездой, элементы психического существования Ван Гога, похоже, вернулись к первозданному хаосу глубинного бессознательного — ко времени перед Творением, когда «земля была без очертаний и пустой: и тьма нависала над поверхностью морской пучины».
    Наоборот. Звезда изображает упорядоченный гармоничный мир. Здесь мы видим впервые представленные все четыре элемента творения: земля, вода, воздух и огонь. Преклонив колено к земле, женщина имеет дело с водой, в то время как за ней в воздушном небе, раскачиваются сверкающие звезды. Именно через связь с этими элементами внешней природы мы переживаем элементарную природу внутри. В юнгианских терминах четыре природных элемента могут символизировать четыре функции психики человека. Не все аналитические психологи сходятся во мнении в том, какой элемент лучше символизирует какую функцию. Мое собственное наблюдение заключается в том. что воздух и вода могут представлять мышление и чувство, в то время как огонь и земля могут символизировать интуицию и ощущение. Без сомнения, функциональный тип человека влияет на то, как он переживает и систематизирует функции. Читателю было бы полезно остановиться здесь и подумать, какая классификация ему подходит. Хотя эта деятельность, возможно, не раскрывает ничего нового о четырех элементах внешней природы, она могла бы дать свежую информацию о четырех функциях внутренней природы.
    В Колеснице эти четыре базовых элемента были изображены как четыре столба или неизменные представления, которые поддерживали навес, чтобы защитить возничего от элементов. В Звезде у центральной фигуры нет такой зашиты. Она выставлена перед всей природой. Четыре элемента психики, больше не переживаемые. как неподвижные жесткие представления, ожили. Дрожа от энергии, они раскрываютихистиннуюприродутакже полно, какэтоделаетсамаженшина-звезда.
    Как Водолей, носитель воды, эта женщина стоит, коленопреклоненная, на земле, выливая волу из двух урн. Как и он, она посвящает свое внимание бессознательному и природе. Ее появление может сигнализировать новую фазу в развитии героя, фазу, сродни Эпохе Водолея, в которую мы сейчас вступаем. В эту эпоху герой, как многие современные искатели, удаляется от зачарованности внешней природой к исследованию внутренней природы, от забот эго к отношениям, сочетающим и объединяющим все переживания, внешние и внутренние, чтобы создать новый мир.
    В самом деле женшина-звезда появляется для начала выполнения этой задачи, т. к. несмотря на то, что она сосредоточила свои действия на воде и земле, звезды и широкое небо также заметны на изображении. Можно почувствовать, что с ее помощью все четыре функции психики начнут двигаться к интеграции. Невзирая на тот факт, что эго «сошло со сцены*, возможно даже именно поэтому, оно теперь может стать пассивно воспринимающим расширяющуюся вселенную в измерениях, до этого невообразимых. Лежа на спине, эго не может принимать участие в обыденной деятельности человека, только может лежать инертным в глубокой депрессии. Когда эго обездвижено, интуиции могут быть свободными. С этой точки эго начинает наполняться новым чувством судьбы и переживать свою индивидуальную участь как часть вселенского замысла. Чисто эгоцентрированные
    Библиотека книг по магии/эЗ’Отерике/саморазвитию
    амбиции теперь потеряны в созерцании звезд, и жизнь начинает вращаться вокруг нового центра.
    Только посредством внутренних образов в бессознательном может просиять подобное понимание. Ночной свет фантазии, а не поисковый луч сознания, воссоединяет нас с вечной мудростью наших внутренних созвездий. Эти внутренние глаза никогда не спят; они светят внутри нас все время. Но иногда мы теряем связь с ними. Только посредством нашей естественной эротической стороны мы можем соединиться с нашим психическим небом. Этот способ соединения — текучий, плавный, изменчивый, а не статичный, неподвижный; созерцательный, умозрительный, а не рациональный — изображен здесь как переливание.
    В Умеренности мы видели ангела, наливавшего белую жидкость из голубого контейнера в красный, чтобы определить новый градиент для психической энергии. Женщина-звезда осуществляет нечто совсем иное. Она выливает голубую воду из двух одинаковых кувшинов. Задачей Умеренности было собрать и соединить вместе разъединенные части психики, которые Смерть расчленила, и направить эту заново найденную жидкость по новым каналам; задачей женщины-звезды кажется сепарация и перераспределение. Возможно, она разделяет архетипические элементы бессознательного от более личных содержаний, так что эго сознание не останется затопленным материалом, с которым оно на данный момент не имеет навыков взаимодействия. Она выливает архетипические содержания обратно в коллективный ручей, разделяемый всем человечеством; более личные она выливает на сухую землю повседневной реальности, чтобы поддержать новую жизнь и рост. По мере того, как сухая почва у ее ног становится влажной, она становится податливой, как глина. Из этого нового вещества может быть создан новый мир — мир. более заземленный в природную реальность, чем кирпичное башенное строение. построенное интеллектом, которое привлекало молнию свыше.
    Женщина одновременно активна, и на нее оказывается влияние, она действует и находится под воздействием. Она двигается с трансовой грациозностью. У нее величественная сосредоточенность ребенка, создающего новый мир из воды и грязи. Ее глубокая преданность и полное участие в этом акте творения мало чем отличаются от самого Божества, изображенного на уже представленной иллюстрации из ♦Метаморфоз» Овидия (рис. 14). Там мы видели, как Бог создавал великий круглый мир из хаоса. Но Творец, как говорит Овидий, не вывел мир непосредственно из хаоса; он сначала отделил четыре элемента. Только потом он смог соединить их заново, чтобы создать универсальное целое абсолютной реальности.
    Сходным образом женщина-звезда сейчас разделяет природные, изначальные воды, чтобы создать новую реальность. Ритм танца творения, представленный на гравюре Гольциуса, активный, откровенный и мужской; ритм женщины звезды спокойный, интроспективный и женственный. Можно почувствовать здесь исцеляющую безмятежность этой женщины и уравновешенность молчаливой природы. Как гласит древнее изречение: «Тишина — это внутреннее пространство, необходимое нам для роста». Этот момент внутреннего роста — не для экстравертного делания; его суть во внутреннем видении.
    Один обучающийся Таро, размышляя об этой карте, написал следующий куплет:
    Пронзенная звездой женщина у ручья
    Поливает водой сновидения …
    255
    Наши сокровенные мечты нуждаются в поливании, заботе и размещении во внешней реальности. Когда бы мы ни работали с бессознательными мыслями с помощью активного воображения и медитации, мы «поливаем водой наши мечты*. Мы питаем их и соединяем их с сознанием, искупающими возможностями, которые до этой поры оставались спрятанными, так что их можно было бы использовать н нашей повседневной жизни. Приведя в контакт наши бессознательные фантазии с нашими сознательными намерениями, мы освобождаем дух. заключенный в плен в материи, высвобождаем новые интуиции, способности непосредственного познания и понимания, которые до этого были взаперти в наших бессознательных глубинах, так что они могут расцвести в реальности. Мы даем жизнь в «здесь и сейчас* тем идеям и мечтам, которые до этого держались в плену башенных рационализаций. Делая это. мы преображаем не только самих себя, но также и природу. Другими словами, мы меняем и качество нашей личной жизни, и характер коллективного бессознательного. В этом святом месте, где встречаются и земля, и вода, и личное, и общее соприкасаются и преображаются.
    Очевидно, что воды, с которыми имеет дело женщина, изменяются из-за ее действий. Удерживание в двух сосудах, кажется, тронуло их новой жизнью таким образом, что теперь потоки изливаются новой энергией из сосудов. В процессе наливания, воды стали проветрены, насыщены воздухом и очищены. Теперь воздух и вода, огонь и земля — все по-новому соединилось. Говоря психологически, четыре функциональных элемента психики возродились и зарядились заново, благодаря контакту с эросом, или чувствующей стороной. Выглядит уместным, что элемент, на котором здесь ставится акцент — это вода. т.к. вода, как говорит Юнг. «занимает срединную позицию между изменчивым, ветреным (огонь, воздух) и твердым (земля), т.к. она появляется и в жидком, и газообразном, и также в твердом виде в форме льда*.
    Женщина Звезда выглядит печальной. Возможно она добавляет несколько слезинок к водам, пока она их разливает. Слезы промывают и очищают. Они смывают пыль, которую бросила нам в глаза жизнь, так что мы можем посмотреть на мир более отчетливо и ясно. Мы говорим, что мы «растворяемся в слезах*, •доведены до слез* или «разбиты* эмоциями. Когда мы плачем, наши наносные качества как бы промываются, так что может просиять эссенциальное золото. Жесткие стороны личности разжижаются, что делает нас более восприимчивыми и податливыми. Когда мы затоплены эмоциями, порог между сознанием и бессознательным снижается, и сознание наводняется новыми образами, потенциалами и идеями. Некоторые осветляют, некоторые ужасают, но все они несут с собой новую энергию и силу.
    По началу мы чувствуем себя переполненными этим неожиданным потопом. Женщина-звезда, будучи сама созданием глубин, понимает это. Поэтому-то она разделяет и разливает воду с такой любовной заботой. Но она по своей природе бессознательна. Скоро она сама снова погрузится обратно в воду, которая является ее стихией, оставляя героя лишенным ее помощи — полностью одного в безмолвном мире природного существования, чтобы он столкнулся с ужасными глубинами как можно лучше. Тогда он будет брошен в дальнейшую тьму, где он должен будет выдержать столкновение с более темными водами, прежде чем он сможет появиться на свет нового дня. крещенный и возрожденный.
    Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию
    11ока птица находится на картинке, по крайней мере известно, что существуют боги и что их заботит жизнь на этой планете. Подобно ворону Илии, птица может питать и спасать страдающего героя. Как голубь Ноя, она может приносить надежду об обетованной земле.
    Птица теперь, по-видимому, расправляет свои крылья, чтобы подняться над землей. Но она не покинет эту землю навсегда, потому что она также является творением сада, поддерживаемым его водами и питаемым его плодами. Улетая так высоко к свету’, как она только может, она всегда должна носить с собой свою маленькую черную самость. Крылья, переносящие ее тело и душу в неизвестные сферы, принадлежат ей. В отличие от Икара, это не искусственные придатки, прикрепленные воском, которым предназначено растаять на солнце. Перья птицы являются неотъемлемой частью ее природы, созданные специально для противостояния стихиям. Вскоре птица, поднявшись над землей и без усилий опираясь на воздух, будет возноситься все выше и выше, пока она. кажется, не начнет парить среди звезд. Пока герой размышляет об этом, он молится, чтобы в один прекрасный день он тоже научился так просто, естественным образом доверять себя ветрам духа. Он надеется, что он также сможет исследовать неизвестные области воздуха и света, не теряя контакта с его земным домом, так что. подобно птице, он будет легко перемещаться между небом и землей, Но на данный момент впереди еще много работы.
    Кажется значимым, что алхимики относились к своему опусу как к Великой Работе. Сегодня мы тоже говорим о « работе с аналитиком» или «о работе с нашими сновидениями». Всякий раз. когда мы проделываем такую работу’ с бессознательным, мы выделяем его сущность. Такая работа — своего рода активная медитация. Она не направляется прописанной догмой или предписанными формулами. Похоже, Женщина Звезда не советуется ни с одной книгой, она просто имеет дело со всем, что ни преподнесет материальная природа. «Воображение,» — говорили алхимики. — «Это звезда в человеке, небесное или сверхнебесное тело.» Юнг тоже считал, что собственное воображение должно быть путеводной звездой в работе с бессознательным. Он не устанавливал конкретные правила для творческой медитации и не предлагал конкретных образов, на которые можно направлять свои мысли. Он чувствовал, что ритм каждой отдельной психики уникален, и что нужно работать с любыми образами, представляемыми бессознательным, в соответствии с ритмом, наиболее подходящим для природы того, кто работает.
    Однако Юнговский метод активного воображения и амплификации сновидений ни в коем случае не является «свободной ассоциацией». При свободных ассоциациях. как следует из названия, используется исходный образ просто как трамплин для причудливых полетов, которые часто уводят далеко от центральной идеи. Например, можно начать с образа «звезды*, прыгая оттуда к «кинозвезде», а оттуда к «Голливуду*, «кинофильму» и далее и далее по бесконечному пути. Напротив, юнгианский метод амплификации следует по круговому курсу. Удерживая в центре исходный образ, он перемещается по своей периферии, амплифицируя его значение по аналогии и контрасту’, используя ассоциации, которые исходят из него и остаются связанными непосредственно с ним. как спицы колеса. В методе Юнга вторичные образы вращаются вокруг их центрального солнца. Круговое движение повторяющегося погружения и переливания Женщины Звезды красноречиво выражает юнговский способ работы с бессознательным материалом.
    357
    Звезда Таро подчеркивает автономность природы психики. Даже эта природная богиня не обладает силой контролировать свободно текущий поток, который является естественным явлением, действующим независимо: его движение и направление управляются силой гравитации. Важно, что она не прикладывает никаких усилий, чтобы управлять течением ручья. Она принимает воду по мере ее движения, имея дело только с той, которую она может собрать двумя маленькими кувшинами. Но своими действиями она совершает изменение, неважно, насколько маленькое, в характере и качестве ручья. Техника Юнга по активному воображению влияет на основное направление бессознательного сходным образом.
    Как показывает женщина-звезда, этот вид медитации никоим образом не является только пассивным процессом. Хотя она не делает никаких попыток контролировать направление и течение ручья, она не сидит праздно рядом, позволяя себе становиться загипнотизированной его музыкой. Термин Юнга «активное воображение* наводит на мысль, что она взаимодействует воображаемым образом с водой, связывая ее с ее земной точкой зрения.
    Подобным же образом Юнг предполагает, что мы никогда не должны пассивно принимать все, что персонаж бессознательного мог бы сказать или сделать, как Евангелие, переданное сверху. Ибо, как мы уже видели, архетипические фигуры, как и люди, обладают как положительными, так и отрицательными характеристиками. Иногда они предлагают нам здравый совет: иногда они говорят глупости; а иногда они могут выдавать дьявольские предложения. Утверждение Юнга состоит в том, что мы должны активно и напрямую противостоять этим архетипическим персонажам, задавая вопросы или высказывая возражения, точно так же. как мы бы сделали с каким-то незнакомцем, который внезапно дает нам предложения или советы. Только вовлечением в горячий диалог, в котором и сознательная точка зрения, и влечения бессознательного находят свое выражение, мы можем надеяться разрешить наши конфликты и проблемы практическим, человеческим способом. Достигнув такого разрешения, важно, чтобы мы действовали в соответствии с ним. поскольку функция такого рода медитации заключается в том, чтобы помочь нам найти творческий подход к жизни, а не использовать медитацию как унылый уход из жизни.
    Иногда, однако, проблема, с которой мы сталкиваемся, кажется неразрешимой. недостижимой внешним действием. В таких случаях часто поражает то, как. достигая внутренней гармонии, мы автоматически разрешаем и внешние проблемы. Подобно тому, как Женщина Звезда через свои действия оказывает влияние, каким бы небольшим оно ни было, на характер и качество потока, также и активное воображение может вызвать чудесные изменения в главном течении бессознательного. Или, используя другую аналогию: коллективное бессознательное похоже на огромное море, полное архетипических рыб. Каждая рыба, поднятая на свет, тем самым помогает разряжать плотность темных вод внизу. И важно не количество людей, ловящих рыбу (в любом случае их количество будет относительно небольшим); но главное значение имеет то. что новые обитатели глубин становятся известными и идентифицированными и что расширяются области исследования и разграничения бездонного моря. Активное воображение Юнга — один из способов проводить такое исследование.
    Как ясно показывает Женщина Звезда, это не групповая техника. Она лучше всего исполняется в одиночестве. В конце концов, только через отдельного человека Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию
    появляются новые идеи. Позже эти идеи могут быть приняты широкой общественностью, а их влияние распространено по всему миру. Но, как свидетельствуют все художники, музыканты, писатели и ученые, первоначальную «рыбалку» лучше всего проводить в одиночестве. Это личная церемония, чья тайна может быть реализована только в тайных закоулках психики.
    Замечания Юнга о значимости такой тайны в развитии человека, как культурного. так и индивидуального, кажутся весьма подходящими.
    По мере того как выросла значимость внутренней жизни, смысл общественных тайн античности упал в цене. Обладание тайной дает положение, выражает уникальность и гарантирует, что человек не утонет в толпе. … Тайна имеет важное значение для переживания самого себя как уникальной личности, отличной от других, и для роста через повторяющийся конфликт.
    Тайну, происходящую в Звезде, нельзя разделить с другими или даже, в этом смысле, со своим собственным критикующим разумом. До этой точки в своем путешествии у героя, управляемого интеллектом, было мало контакта со своей стороной, способной к воображению. Но теперь его женщина-звезда ясно сияет ему. Существует каббалистическая пословица, говорящая об этом воздействии, что «когда вы нашли начало пути, звезда вашей души покажет свое сияние*. Похоже, наш герой наконец-то нашел начало пути.
    Перед тем, как покинуть Звезду, было бы целесообразно сравнить ее с предыдущей картой, обобщая некоторые из характерных особенностей каждой из них. чтобы мы могли более четко наблюдать взаимосвязь между ними. В Башне Разрушения мы видели двух человеческих персонажей, которых насильно вышвырнули из их постройки. Они были ошеломлены, под воздействием, пассивны. Всё действие в этой карте шло с небес — традиционно царство духа. Логоса и энергии ян. Два обитателя башни сами были пленниками своих интеллектуальных ожиданий и их жажды власти. Они жили высоко над ощущением своей земной, животной природы. Они потеряли контакт с поверхностью их существа и плавными водами их сокровенной природы. Свет интуитивных прозрений был закрыт в их жизни массивной короной, которая возглавила их жилище. Они носили модные одежды, символы их персоны или положения в обществе, но они только делали их вид смешным, подчеркивая неадекватность всех человеческих притворств в лице стихийных сил природы. Одежда этих двоих была почти идентичной, и это намекало на то. что ни у одного из двоих не было сильного чувства своей уникальной природы; даже их сексуальные идентичности были неясны.
    В Звезде все созданные человеком прикрытия и притворства были сорваны, открывая одну индивидуальную женщину, обнаженную, выставленную стихиям. Но она не пассивна. Как мы видели, она действует. Ей принадлежит царство земли и воды, символизирующее женский эротический принцип. В отличие от молнии, которая стремительно взмылась, чтобы вскрыть, осеменить, разоблачить и разрушить, звезды проливают пассивный, мягкий свет, действие которого успокаивает и исцеляет.
    В Башне человеческие фигуры были слишком ошеломлены грозовой вспышкой с небес и слишком озабочены своим положением, чтобы наблюдать за тем, что с ними происходит. Но в спокойной обстановке после шторма герой, обессиленный
    259
    и бездействующий, открыт для нового осознания. Пока он наблюдает за Женщиной Звездой, он восхищается ее беззастенчивой наготой. Выставленная напоказ себе и всему миру, она не делает никаких усилий, чтобы спрятать свои несовершенства или усилить свои позитивные черты. Без стыда или гордости она принимает себя и обстоятельства, в которых она оказывается. Она не предпринимает никаких усилий, чтобы стать выше этого. Она. похоже, поглощена своей задачей не как средством достижения цели, но как чем-то. что само по себе полезно и интересно. Она полностью отдает себя той ситуации, которую предъявляет ей жизнь.
    Наблюдая за ней, герой начинает принимать себя и беспомощность своего положения. Он начинает осознавать, что такое принятие необходимо для изменения — и по сути является единственной мотивацией для всех изменений. Теперь он понимает, как. ранее казавшийся приятной персоной и заключенный в возвышающие рационализации и зашиты, он скрывал свою истинную природу не только от других, но и от самого себя. Защищенный от внешних воздействий как житель башни, он не мог знать, кто он и где он по отношению к простейшим фактам жизни. Теперь энергия, до этого посвященная притворству и защите, свободна для более объективного наблюдения вселенной и поиска своего истинного места в ней.
    По мере того как он наблюдает за цикличным наливанием женщины-звезды, он начинает понимать, что путешествие к сознанию само по себе является непрерывным. циркулярным процессом. Как только человек раскроет, признает и интегрирует часть спрятанной теневой стороны, другая, до этого времени не узнанная, не признанная, выходит наружу. Каждый внезапный прорыв освещения, как катастрофический, разрушительный, тот, который изображен в Башне, несет с собой новые архетипические содержания, для их ассимиляции и интеграции. Теперь герой начинает рассматривать свое путешествие как ряд подобных прорывов, за которыми следуют периоды относительного спокойствия и интеграции. Он больше не считает, что молния — это иррациональное деяние богов, незаслуженный гром среди ясного неба. И также он не воспринимает его как мстительное наказание за его многие прегрешения. Вместо этого он принимает свою настоящую ситуацию как часть осмысленного замысла, необходимость, вызов и возможность. Глубоко в его сердце сияет чувство осмысленности жизни, освещая его страдания и делая их выносимыми.
    Страдание резкое, острое, пронзительное, он не может отрицать его. Но он больше не борется, не делает усилий для отрицания. Он начинает понимать, что только посредством подобной муки, подобного ранения, хилое, слабое, самодовольное эго можно побудить к его пути к самости. Он больше не чувствует себя изгнанником; он, наконец, чувствует себя включенным в часть жизненного плана. Юнг описывает подобного рода переживания так: * Вы больше не рассматриваете себя как изолированную точку на периферии, но как Одного в центре. Только субъективное сознание изолировано; когда оно связано со своим центром, оно интегрировано в целостность и находит среди мучений и страданий тихое место за пределами всех сложностей.»
    Теперь, пересматривая события своего пути, которые происходили к данному моменту, герой начинает обнаруживать в их кажущейся случайной природе много повторяющихся паттернов. Он замечает, как его психический маятник постоянно раскачивается туда-сюда между противоположностями в попытке достичь Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию
    равновесия и как его человеческая беспомощность неизменно приводит в действие неожиданную помощь со стороны бессознательного. Например, как Влюбленный, столкнувшийся со своей бессознательной женской стороной, он был вдохновлен Эросом и направлен на поиски короля в золотой Колеснице. Столкновение с загадкой Правосудия с ее беспристрастным мечом и весами, привело его к более личной встрече с мягким Отшельником. Обескураженный, приведенный в уныние бесконечными переворотами механизированного Колеса Фортуны, он смог нащупать новые запасы энергии через Силу. И сходным же образом его безвыходное положение как Повешенного и его расчленение темным ангелом Смерти были смягчены помощью светлого ангела Умеренности. Теперь он чувствует, как унижения, изображенные в Дьяволе и Башне Разрушения, омыты и утешены в исцеляющей воде Звезды.
    Если бы судьба любезно предоставила герою карту путешествия, сходную с той, которую используем мы, он смог бы посмотреть вверх вместе с нами и связать между собой Звезду и две карты, лежащие прямо над ней на нашей карте. Императрица. находящаяся в верхней части этого вертикального ряда, изображает Великую Мать в ее позитивном аспекте как Мать Природу, чье креативное воображение принесло в реальность всю жизнь. Прямо под ней в Колесе Фортуны мы видим сфинкса, представляющего Великую Мать в ее более негативной фазе, удерживающей все либидо в плену, прикованным к ее целям и замыслам. Теперь в Звезде мы видим это либидо свободным от заданной, повторяющейся периодичности Колеса, свободным, творчески взаимодействующим с ним.
    Ввиду того, что животные прикованы к колесу и одеты, как нелепая пародия беспомощного человечества, звездная женщина — независимое, самостоятельное существо, способное обращаться со своей судьбой именно по-человечески. Женщина-звезда показывает, как посредством нашего творческого воображения, мы можем освободиться от оков и плена циклического рисунка, чтобы каждый из нас прожил свой индивидуальный потенциал. Как планеты, мы все удерживаемся внутри определенной орбиты силой, находящейся за пределами нашего контроля, но внутри наших предписанных границ каждому из нас предначертано сиять в его собственной уникальной форме.
    По утверждению старой поговорки: «То, что воображает душа, происходит только в уме. но то. что воображает Бог, происходит в реальности». Помогая герою приводить воображения его души в гармонию с природой, женщина-звезда дает ему новую реальность. Соединяя героя с миротворящим воображением божества, она пропитывает его жизнь новым смыслом и целью.
    261

Добавить комментарий