22. ЮНГ И ТАРО. Солнце.

  1. СОЛНЦЕ: СИЯЮЩИМ ЦЕНТР
    Не тусклое, не красное, как голова самого Бога Восходит великолепное солнце…
    Коулридж
    Смотрите, вот солнце! Черная депрессия предыдущей карты рассеялась. Грозящий рак и воющие собаки исчезли. Солнце появляется во всем своем вели* колепии, излучая свое благоговение на двух играющих детей. (Рис. 79). Оно носит доброжелательное человеческое лицо, похожее на то. что рисуется в алхимических манускриптах, в которых оно олицетворяет «золотое понимание*. Солнце Таро обладает характеристиками, присущими человеку, с которыми он может установить сознательные отношения. Мотив чело-
    Рис. 79
    веческих отношений далее подчеркивается двумя детьми, которые нежно играют вместе.
    Теперь мы вышли из темной сложности бесчеловечного и безличного лунного ландшафта в простой мир солнечного детства, где жизнь больше не является проблемой, которую необходимо одолеть, а скорее опытом, которым нужно наслаждаться. Это мир невинной игры, в котором мы можем вернуть потерянную спонтанность нашей естественной самости. Здесь мы можем вновь обнаружить внутреннюю гармонию, которую мы чувствовали до этого, когда были маленькими детьми, до того, как противоположности расщепили нас так жестоко на куски, отделяя нас от самих себя и друг от друга. Это мир Песен Невинности Блейка, в котором ягненок и тигр двигаются в гармонии, заставляя с удивлением посмотреть на мир по-новому.
    В своей книге • Дикая и Прекрасная Страна*, Алан Макглашан называет эту область переживания «атмосферой восторга*. В следующем отрывке он рассказывает нам. как войти в этот солнечный сад:
    Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию
    Восторг — это тайна. И тайна вот в чем: притихнуть и слушать, перестать думать, перестать двигаться, почти перестать дышать, создать внутреннюю тишину, в которой, как мыши в заброшенном доме, способности и осознание, слишком своенравные и ускользающие для повседневного использования, могут изящно возникнуть. О. поздравим их с возвращением домой! Ибо это давно потерянные дети человеческого разума. Уделите им пристальное и любящее внимание, т. к. они ослабели за столетия пренебрежения. В ответ они откроют ваши глаза на новый мир внутри знакомого мира, они возьмут вас за руку, как это делают дети, и приведут вас туда, где жизнь всегда зарождается, день всегда занимается.
    МакГлашан превосходно описывает внутренне состояние, разыгрываемое в Солнце, напоминая нам о том, как это делает и само изображение Таро, что этот •климат благодати» не является далекой страной, которую надо искать в заоблачных далях, но вместо этого он — просто новый способ переживания известного мира. Мы попадаем в этот тайный сад не с помощью бесплодного умствования, но благодаря игре воображения. Когда это новое солнце восходит внутри нас. оно освещает весь спектр внешней реальности для нас так ясно, как никогда до этого. В Луне герой Таро только начал соединяться со своим внутренним «ребенком», здесь он делает это более осознанно.
    В уже упомянутом «Креативном Процессе» многие ученые, писатели и художники — среди которых были Эйнштейн. Юнг, Йейтс и Генри Мур — рассказывают, как они случайно натолкнулись на свои наиболее глубокие озарения, просто играя словами, мыслями или образами. Признавая их ценность как средств проникновения на творческие глубины, психологи сегодня используют игровую терапию как аналитическую технику. Один из таких методов описан Дорой Калфф. юнгианским аналитиком, в ее книге «Песочная Терапия». В этом методе анализанду дается большая песочница, вода и дюжина игрушечных фигурок (маленькие человечки, домики, животные, птицы, транспортные средства и т.д.), с помощью которых можно создать новый мир. Важно отметить, что одной важной деталью в этой терапии является размер самой песочницы, которая определяет ограниченную, но в тоже время свободную область, внутри которой анализанд может осмелиться позволить своим недоразвитым по-детски непосредственным сторонам себя свободно играть, не боясь повреждений или порицания. Окруженный стеной сад в Солнце создает подобного рода безопасное огороженное место — священный temenos, или святое место, где нечто темное и спрятанное может быть безопасно вытащено на свет. Только внутри такого освященного места инстинктивные противоположности (которые до этого были изображены в виде зверей) могли бы появиться преобразованными в виде обнаженных детей.
    Дети часто представляют низшую функцию, по-детски непосредственную и недоразвитую — близкую естественной. Именно посредством этой низшей функции, которая осталась спонтанной, естественной и близкой к бессознательному, может проявиться возрождение. Хороший способ связаться с этой низшей функцией — с помощью игры. Высказываясь по этому поводу, фон Франц говорила следующее:
    Нельзя организовать низшую функцию. Это чрезвычайно дорого и требует много времени, и это одна из причин, почему она является таким
    273
    крестом о нашей жизни, потому что она делает нас очень неэффективными, если мы пытаемся действовать с ее помощью. Ей необходимо отдать все воскресные дни и все вечера нашей жизни и ничего может не выйти — кроме того, что низшая функция появится на свет… Я думаю, что никто не может с легкостью развить низшую функцию, прежде чем не будет создан теменос. т.е. сакральная роша, скрытое место, в котором можно играть.
    Дети символизируют нечто новорожденное, жизненное, экспериментирующее, первозданноеи целостное. Дети несмущаются. Когда человек смущается, он разделен на части — пронизан сомнением. Он чувствует, как будто каждое его действие наблюдается и оценивается суровым критиком. Хотя стремишься спроецировать этот критикующий голос на других в своем окружении, факт в том, что он находится, хотя бы отчасти, внутри тебя. Именно собственный внутренний цензор подвергает каждое действие и слово тщательной проверке, убивая спонтанную креативность.
    Дети в этом Таро играют вместе свободно и естественно. Так как каждый из них находится в гармонии с самим собой, они двигаются в гармонии со своим товарищем и со всей природой. Каждый из них обращается к другому без страха получить отказ, и т.к. каждый жест возникает непосредственно от сердца, он не отвергается или не понимается неверно. Сравните эти две человеческие фигуры, например, с не достигшими человеческого уровня персонажами, изображенными в виде учеников Дьявола на пятнадцатой карте. Те двое, каждый из которых носит вечную самодовольную ухмылку, чопорно стоят порознь, приняв ригидные позы. Они не осмеливаются делать спонтанное движение, чтобы не нарушить предписанное представление, выставляя на обозрение те длинные хвосты, которые они предпочитают не замечать. Детям в Солнце нечего скрывать, они играют вместе так же свободно, как два щенка.
    Нас инстинктивно тянет к маленьким детям, потому что они символизируют естественную самость. Когда смотришь в глаза ребенка, воссоединяешься в течение короткого периода с невинностью и чистотой своей собственной фундаментальной природы. Ребенок символизирует архетипическую самость, центральную направляющую силу человеческой психики, с которой мы все были в ладу, когда были детьми. По мере развития эго, мы волей-неволей отходим от этой идентификации с бессознательной природой и часто в результате этого мы теряем с ней контакт. Первая часть жизни — это обычно путешествие эго, необходимая стадия развития в нашей Западной культуре. Но когда мы уже оставили свой след в мире и наше солнце стоит в зените, тогда мы можем повернуться внутрь, чтобы вновь обнаружить потерянного ребенка внутри, и связаться с ним более осознано, исцеляя состояние внутреннего отчуждения, наложенного цивилизацией. Солнце изображает воссоединение героя с его заброшенной самостью, что несет с собой непосредственное переживание освещающего божества и трансцендентной жизни.
    В своем эссе «Психология Архетипа Ребенка* Юнг говорит о «Вечном Ребенке» следующим образом:
    Таким образом, это начало и конец, изначальное и конечное создание. Изначальное создание существовало до появления человека, и конечное будет существовать, когда не будет человека. Психологически говоря. ‘ Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию ‘
    это означает, что ребенок» символизирует предсознательную и постсознательную суть человека. Его предсознательная суть является бессознательным состоянием раннего детства, его постсознательная суть является ожиданием по аналогии жизни после смерти. В этой идее выражена всеобъемлющая природа психической целостности… «Вечный ребенок» в человеке является неописуемым опытом, несоответствием, помехой и божественной привилегией…
    Как ясно указывает Юнг. «вечный ребенок», являясь архетипическим образом, включает в себя многие противоположности. Его появление в нашем Таро может символизировать регрессию в «бессознательное состояние раннего детства», в котором эго ограниченное, незрелое и зависимое, или он может представлять «всеохватывающую природу психической целостности» зрелого эго. естественно, связанного с самостью. В первом случае, мы могли бы оценить психологическое состояние героя как «ребячливое», а во втором случае мы могли бы рассматривать его как «по-детски непосредственное
    . Но это изображение Таро предлагает нам несколько подсказок, которые указывают на то. что герою не угрожает катастрофическая регрессия в ребячливое поведение. Дети играют на огражденном стенами замкнутом пространстве, заверяя, что доступные здесь инсайты не будут затоплены или сметены вторжением из бессознательного. У ног детей лежат два золотых самородка, напоминающих философский камень, ту не разрушаемую сущность, которая была нерешенной задачей Великой Работы алхимиков. (В предыдущей карте мы видели, что это драгоценное вещество было изображено в виде двух золотых растений, которые могли увянуть под солнечным пылом). И наконец, архетип ребенка представлен сам в виде двух детей, мальчика и девочки, символизируя все противоположности в гармоничном, креативном взаимодействии.
    То, что более плотный ребенок слева от нас н более стройный ребенок справа от нас разных полов, подчеркивается тем фактом, что их сексуальные части скрыты набедренными повязками. Как и в истории Адама и Евы, чьи гениталии сходным образом были укрыты фиговыми листьями, эти набедренные повязки надеты не из стыда или ложной скромности, но из-за появляющегося осознания своей индивидуальной природы и как признание креативных противоположностей в качестве святой тайны, чья суть должна быть защищена и сохранена. Как Адам и Ева, эти близнецы, более не единообразные и заключенные в утробоподобный Эдем, вместе будут создавать новый мир.
    В нашем ряде Таро мы видели противоположности, запечатленными разными способами. Мы прослеживали их эволюцию от двух колонн до братьев священников, мы видели их в виде двух лошадей, двух чаш весов Правосудия, двух животных на Колесе Фортуны, парных сосудов Умеренности и Звезды и т.п. Никогда до этого мы не видели их изображенными как двух людей противоположного пола, обнаженных и стоящих лицом к нам. Никогда до этого мы не видели эти парные импульсы прямо взаимодействующими друг с другом, а не посредством другого персонажа (например, жреца или ангела) или через механическое устройство (например, колесницу, колесо или весы). В Солнце впервые все противоположности (мужское — женское, дух — плоть, душа — тело и пр.) могут взаимодействовать непосредственно и по-человечески.
    175
    Мотив детей-близнецов известен в легендах и мифах и часто появляется в наших снах. Обычно он символизирует творческий потенциал необычных размеров. Например: Ромул и Рем. близнецы-братья, основали Рим. В Американских мифах двойным персонажам (одному, представляющему небесные силы, и другому, представляющему темные силы подземного мира) иногда отводится роль со-творцов мирз. Одну знаменитую пару близнецов Греческой мифологии. Кастора и Поллукса, до сих пор можно видеть на нашем ночном небе, где они стали бессмертными в виде звезд. Говорят, что один из этих братьев представляет человека, а другой — его небесного двойника. Когда бы мы ни посмотрели на них. они могут напомнить нам о том. что каждый из нас также является «близнецом*. У каждого есть эго, и у каждого есть сопровождающий персонаж, бессмертная часть, соответствующая самости в юнгианской терминологии. Осознание другого всегда возникает с силой откровения. В нашем Таро это осознание прорывается внезапно, как солнечный луч.
    Несмотря на то, что эта карта изображает момент потрясающего духовного освещения, важно, что его смысл разыгрывается — воплощается — в реальных физических телах, изображенных в предельно прозаичной обстановке. В соответствии со старым алхимическим высказыванием «Разум должен научиться сострадательной любви к телу». Здесь тело и душа представлены равными, тянущимися друг к другу, выражающими сострадательную любовь.
    Восприятие тела и души как равных, гармонично взаимодействующих друг с другом, не просто достичь. Как мы уже видели, наш герой прибыл к этой точке только после многих объездов и возвратов. В этом путешествии Таро он кратко повторил психологическое развитие человека нашей Западной культуры от младенчества до зрелости. 11ри рождении дух отождествляется с телом — он как будто бы похоронен в плоть. Во многом новорожденный является лишь телом, преобладают требования плоти (голод и т.д.). Но по мере взросления ребенка, начинают зарождаться духовные потребности (в принадлежности, в индивидуальности, в смысле). Часто они находятся в конфликте с телесными инстинктами, так что их необходимо отделить и распознать, чтобы мог быть сделан этот сознательный выбор. (Святые, например, постились и отказывали себе в сексе, чтобы «выделить дух из тела*). Всякий раз. когда мы работаем с нашими сновидениями, мы ухватываем дух. заключенный в бессознательном и очищаем его суть. Только когда дух отделен, прояснен и очищен, он может быть воссоединен с телом более сознательным образом. Тогда потребности духа и плоти. Логоса и Эроса и сознания и бессознательного каждого могут получить признание и стать связанными таким образом, что каждой из них воздастся должное.
    Мотив hierosgumos, или мистического брачного союза противоположностей хорошо известен в алхимическом символизме. Часто он изображается в виде детей близнецов — пары брата и сестры — обнимающихся в водах бессознательного, как на рисунке 80. На этом рисунке священный теменос не сад. как в нашем Таро, но запечатанный алхимический сосуд, который заключает в себе и защищает опыт, предотвращая его от выливания во внешнюю жизнь. То, что hierosgamos является внутренним событием, а не внешним сексуальным союзом, подчеркивается его инцестуозной природой. Психологически, инцест символизирует отношение к самому себе. Он происходит внутри собственной психической семьи, если можно так выразиться.
    Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию

E Solvtio Perfecta hl
Рис. 80
271
Понятное дело, что подобное внутреннее переживание единства преобразит также отношения героя и so внешнем мире. Если hierosgamas пережит и удержан, герой появится с обновленным чувством целостности,способный более сознательно и креативно относиться к его жене или возлюбленной. Но если он спроецирует потерянную часть себя на другого человека, он навсегда останется незавершенным.
Пылающее освещение солнца может быть опасным для людей. Кто бы ни создал эту колоду Таро, он использовал все цвета, находившиеся в его распоряжении, чтобы создать многоцветные лучи Солнца. Сами лучи изображены чередующимися по форме стрел и змеевидных волн, представляя Творца не только как всецело милосердного, но как воплощение всех противоположностей. Сходная идея выражается в Ветхом Завете, где первым именем Бога было «Элохим*, существительное во множественная числе, как признание того факта, что божество должно содержать в себе и маскулинное и фемининное. В нашем Таро за разноцветной аурой солнца мы видим воротник черных линий, которые придают иллюзию энергичного движения солнечным лучам. (Сравните это с более неподвижным воротником Луны на предыдущей карте), т.к. черный создается смешением всех цветов, эти черные линии могут символизировать окончательный союз всех противоположных сил, для создания чистой энергии.
Солнце является источником для всей жизни на этой планете. Мы получаем энергию непосредственно из его лучей, а также опосредованно из угля и природного газа, которые держат солнечную энергию, поглощенную миллиарды лет назад. Вся энергия ветра также идет косвенно от солнца, т.к. в ее основе лежит тепло солнца, неравномерно распространяемое по поверхности земли.
В отличие от точечного положения мерцающего света звезд, сияние солнца широкое и постоянное, а в отличие от Госпожи Луны, солнце всецело раскрывает нам свое лицо. Его влияние на наши земные жизни постоянно. Как самость является центром наших внутренних небес, так и солнце является центром вокруг которого вращается вся наша планетарная система. Каждую ночь мы закрываем наши глаза безмятежно со знанием того, что, пока спит наше сознание, солнце будет надежно удерживать наш мир на орбите. Даже в самую темную полночь мы не чувствуем себя брошенными, успокаиваясь в уверенности, что в этот самый момент солнце начинает свой подъем к нашему горизонту, неся с собой новый день.
Многие люди—особенноешптяне.ацтеки и американские индей цы—поклонялись солнцу как высшему творцу. В матриархальных культурах солнце рассматривалось как феминное, символизирующее принцип материнской заботы. В патриархальных культурах у солнца были маскулинные атрибуты. Но во всех культурах солнце носило значимость центрального божественного Существа, с которым мы. люди, чувствуем себя тесно связанными, и по отношению к которому мы чувствуем нечто похожее на божественную ответственность. Юнг рассказывает, как индейцы пуэбло, например, встают каждое утро с первым лучом солнца, чтобы поклониться солнцу и помочь ему подняться — не только для себя, но и для всего мира.
Тот. кто идет там» (объясняли они. указывая на солнце) «это наш Отец. Мы ежедневно должны помогать ему подняться над горизонтом и прошагать по Небу. И мы делаем это не только для себя, мы делаем это для Америки, мы делаем это для всего мира. И если эти американцы вмешаются в нашу Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию
религию посредством их миссии, они увидят кое-что. Через десять лет Отец Солнце не взойдет больше, потому что мы не можем ему больше помогать.
В понимании индейцев, Западный человек разрушил свою сокровенную связь с природой, в ушерб и человечеству, и природе. Когда отношение человека к природе нарушено, мир становится бесплодным, темным, холодным и пустынным, как если бы солнце буквально не взошло. Как сказал Юнг. «Только символическая жизнь может выразить потребность души — ежедневную потребность души, заметьте!*
В нашей Иудео-Христианской культуре мы быстро теряем контакт с символической жизнью. Только раз в год. в Пасхальное Воскресенье, христиане в самом деле преданно собираются на вершине горы, чтобы поприветствовать рассвет и отпраздновать восход солнца, как символа воскрешения Христа.
Но большинство из нас, независимо от религиозного или научного происхождения. наедине и бессознательно переживает момент восхода солнца как некую тайну, чудо и обещание. Каждый день солнце приносит с собой новое тепло, новый свет и новые возможности. Когда, верное своему обещанию, солнце каждое утро возвращается обратно из темного Ночного Морского Путешествия, оно возобновляет нашу веру в упорядоченный космос. Когда солнце, поднимаясь по небу, простирает свои лучи, как спицы колеса, оно становится гигантской мандалой, символизирующей радиальный порядок, существующий н бессознательном и во всей природе. Наблюдать за великим солнечным колесом, торжественно двигающимся по небу, означает кратко выйти за пределы линейного времени нашего повседневного существования с его категориями причин и следствий и прикоснуться к акаузальному миру архетипов. В нем события появляются не последовательно «во времени», но вместо этого кажутся группирующимися в виде кластеров вокруг центра, как лучи солнца. В моменты сильного освещения мельком видишь принцип порядка, чей мотив не линейный, как железнодорожные рельсы, но радиальный, как спицы колеса. В эти моменты интенсивного осознания чувствуешь, что это осмысленное совпадение, а не причина и следствие, притягивает эти кластеры событий и удерживает их вместе.
Несмотря на то, что научный материализм сделал все возможное, чтобы убить нашу спонтанную связь с солнечным колесом, и смог, и дым временами уничтожают наше видение: тем не менее, великое круглое солнце, скользя высоко в небе, все еще остается мощным символом, посредством которого мы воссоединяемся с нашим внутренним солнцем. Его преданная забота о благополучии нашей планеты пробуждает в нас взаимное чувство преданности и ответственности перед трансцендентальной самостью, которую солнце символизирует для человека с начала времен.
Возможно, покажется странным, что такая ослепительная и постоянная сущность, как солнце, оказывается одним из последних символов самости, появляющихся в нашем ряду Таро. В алхимических картинках также splendor solis (как иногда называли освещение, изображенное в Солнце) обычно поздно появлялось в рисуночных последовательностях. Возможно, одно из объяснений этого может быть в том, что для переживания полного великолепия такого рода освещения сначала необходимо построить или найти огражденный стеной сад или священный теменос, внутри которого психика может воспринять свет. В ином случае лучи солнца могли бы иссушить и разрушить. Но из всех причин, которые можно привести для ответа 279
на вопрос, почему «золотое понимание» приходит к нашему герою так поздно в его путешествии, наиболее убедительный ответ воплощен в старом высказывании, иногда приписываемом Будде, а именно: «Все существа рождаются просветленными, но требуется целая жизнь, чтобы обнаружить это».
Как можно предположить. Солнце, чей номер девятнадцать, сводится к единице, является нашей «семенной картой», сигнализирующей о конце одного этапа развития и начале нового. Как Император, Колесница, Колесо Фортуны, Смерть и Башня Разрушения. Солнце возвещает новый этап просветления и поддержки. На это качество далее указывают разноцветные капли, падающие с небес. Теперь воспоминания и энергии, собранные и сохраненные Луной, освобождены, чтобы оживить землю. Это время свершения. Две предыдущие карты (Звезда и Луна) изображали период глубокой депрессии. Теперь здесь Солнце возвещает новое возрождение к свету. Традиционно «третий» означает перерождение в новое осознание. На третий день Иона появился из живота кита. Также на третий день Иисус восстал из могилы.
Мотив вертикального ряда также кажется ясным. На его вершине Папа, представитель Господа на земле, прямо сидит на своем троне, в то время как у его ног преклонили свои колени священники, как перед внешним символом самости. Под этой картой Повешенный, перевернутый вверх ногами относительно систематизированной религии, непрочно висит над пропастью бессмысленности, подвешенный только его собственным ограниченным человеческим пониманием — отрезанный от человечества. Но теперь, выдержав одиночество и испытание, он обнаруживает «другого», своего внутреннего спутника, и появляется как близнецы, чтобы наслаждаться в сиянии солнца,
В отличие от коленопреклоненных священников, эти двое детей не зависят от убеждений или свидетельств других; чтобы верить в существование Творца, они переживают освещение божества непосредственно. Сначала Люцифер, упавшая звезда, появился в Эдеме героя как Дьявол, после этого молния, звезды и луна раскрыли свой уникальный свет. Теперь в Солнце это освещение достигает пика. Солнце рисует тот момент, когда герой, покидая навсегда мир бесплодных мнений и формальных догм входит в солнечный мир непосредственного опыта и чистого знания.
Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию

Добавить комментарий