СУДНЫЙ ДЕНЬ: ПРИЗВАНИЕ СВЫШЕ Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному секту надлежит облечься в бессмертие. I Коринфянам Рис 81 В двадцатой карте огромный ангел с золотой трубой возникает на небе, неся знамя, украшенное золотым крестом. Под ним находятся три обнаженные человеческие фигуры, одна из которых поднимается из могилы (рис. 81). Название этой карты. Судный День, связывает ее с библейским описанием Последнего Судного Дня. когда при звуке трубы Михаила праведники будут призваны к небесной жизни, в то время как грешники будут навсегда отправлены в ад. Смысл этого воскрешения, конечно, не в том. чтобы праведные были вознаграждены бессмертием где-нибудь на небе, но в том. чтобы они пробудились для новой «небесной» жизни на земле. Психологически. они теперь будут призваны войти в новое измерение осознания, ранее неизвестное. Судный день инсценирует этот момент духовного воскрешения несколькими способами. Здесь впервые человеческий персонаж (тот, что поднимается из могилы) стоит лицом к освещению. Этого не было во Влюбленных, в Башне Разрушения, в Звезде, в Луне или в Солнце, где активность в архетипическом царстве происходила выше и позади земных персонажей. Они чувствовали ее последствия, но только косвенно, через бессознательное. В Судном Дне центральный персонаж сознательно воспринимает и слышит зов. 281 Непосредственность этой связи подчеркивается размером ангела, длинными остроконечными лучами его сияния, которые кажутся почти пронзающими землю, и его громадной трубой, чьи взрывные звуки скоро повредят барабанные перепонки находящихся ниже. Звук является более прямым, привлекающим внимание, примитивным способом общения, чем освещение, как все мы можем свидетельствовать из нашего собственного опыта. Ленящийся спящий может отвернуться от утреннего солнца, чтобы продолжить безмятежно видеть сны. но настойчивый шум будильника или горна нельзя проигнорировать. Внутри наших снов звук также обладает потрясающим воздействием. Он достигает нас более ошеломляющим, грубым способом, чем зрительные образы. Услышать любой звук во сне — будь то музыка, произнесенное шепотом слово, удар в гонг или выстрел — это незабываемое переживание. Что это было? Кто звал? Мы тотчас же становимся готовыми к действию. Мы не можем поверить, что это был сон. Мы чувствуем, что мы были вызваны силой вне нас самих. Музыка любого рода соединяет внутренний и внешний миры таинственным образом. Она может побудить нас к действию, или успокоить рассвирепевшую душу: она может привести пришедший в беспорядок дух в гармонию со вселенной, или разбить стекло: она может стимулировать рост растений или привести их к отступлению и увяданию. Выглядит важным, что в двух библейских описаниях Творения звук играл решающую роль. В Бытии Господь сказал: «Да будет свет*. И Иоанн говорит нам. что В начале было Слово». В обоих случаях звучание слова предшествовало творению. Вне зависимости от его смысла, произнесенное слово — это звук. Оно создает вибрации, которым отвечает вся природа. В Судном Дне. звук трубы Михаила, как спицы его сияния, кажется налетает на землю внизу, которая реагирует большими вздымающимися волнами. Как будто Мать Земля, согласившаяся, чтобы из ее чрева поднялась эта фигура, все еще сотрясается в судорожных муках из-за еще одного приближающегося рождения. Стоя около раскрытой могилы, мужчина и женщина встречают только что воскресшего в позе благодарственной молитвы. Они приветствуют того, кто был мертв (похороненным в бессознательном), обратно к новой жизни. Чувствуется, что он тесно связан с ними. Теперь земная троица воссоединена. Ангельская фигура завершает четверичность, соединяя небеса и землю так. что создается новая реальность. Эта тема повторяется в знамени с его золотым крестом, на который ангел будто многозначительно указывает. Мотив нисхождения в могилу и окончательного воскрешения «дважды рожденного» (психологически смерть старого Адама и рождение нового) известен в нашей Иудео-Христианской традиции, а также и во многих других культурах. В Элевсин-ских Мистериях, например, погребение и воскрешение разыгрывались символически. На заключительных этапах инициации кандидат нисходил в склеп, где он оставался в состоянии временного прекращения жизненных функций, охраняемый жрецом и жрицей. По окончании трех дней его пробуждали из его транса, чтобы он мог возродиться как новый член Ордена. В нашей серии Таро Судный День возвещает начало нового порядка — нового взаимодействия между сознанием и бессознательным, которое проявится в заключительной карте, в Мире. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Центральным персонажем на этом рисунке, несомненно, является наш герой. Когда мы его видели в последний раз, он и его дама-компаньон были изображены падающими на землю, вышибленными из их казавшейся неприступной башни ударом молнии. В последующих трех картах (Звезде, Луне и Солнце) он исчез из поля зрения. Мы представляли, что он лежал в вязком месиве глубокой депрессии. Теперь он выходит из своего долгого ночного путешествия, чтобы присоединиться к двум персонажам, стоящим на страже у его могилы. Воссоединение любого рода всегда инициирует новое начало, оно никогда не может привести к восстановлению предыдущего положения вещей. Был ли странник во внешнем путешествии или во внутреннем, он возвращается личностью, сильно отличной от той. которая начинала путь. Как и те. кто был оставлен позади. Все изменятся со временем. И жизни тех. кто сохранял веру, подвергнутся дальнейшим переменам, соприкасаясь с путешественником в неведанные до этого сферы. Это живо представлено сообщениями людей, переживших клиническую смерть, а потом воскресших, их видения более широкой реальности добавляет новые измерения жизням всех, с кем они сталкиваются. Когда кто-то возрожден, все вокруг него пробуждаются к новой жизни. Жизненная сила персонажа, поднимающегося из могилы очевидна. Он изображен молодым человеком, плотным и мускулистым, плоть которого сияет здоровьем. Хотя с точки зрения обыденного сознания он казался «потерянным и «мертвым», он возвращается обновленным как духовно, так и телесно, возрожденным посредством контакта с землей и своими приключениями в подземные глубины. В связи с тем. что здесь четыре персонажа, возникает соблазн исследовать их в свете четырех функций психики, которые Юнг назвал ощущение, интуиция, мышление и чувство. Рискну предположить, что наш герой (человек, изображенный встающим из могилы) стал идентифицироваться со своей высшей функцией, и что эта функция, вероятно, была мышлением, потому что его чувствующая сторона кажется недоразвитой. Для меня этот молодой человек представляет и эго сознание, и мыслительную функцию, и я рассматриваю их как возрождающихся к новой жизни после длительного сна под землей. Прежде чем далее развить этот тезис, кажется, было бы неплохо повторить вкратце юнговскую теорию о четырех функциях. Как отмечалось ранее, они представляют собой четыре характерных способа, с помощью которых человек воспринимает и обращается с реальностью. Ощущение (показания пяти органов чувств) и интуиция (информация, получаемая с помощью шестого чувства) являются двумя функциями, с помощью которых мы воспринимаем мир внутреннего и внешнего опыта. Юнг назвал их иррациональными функциями. потому что они доставляют нам информацию, не имеющую ничего общего с логикой. Например, несмотря на заверения специалиста, что теперь моя печатная машинка находится в отличном состоянии, моя ощущающая функция говорит мне. что одна клавиша все еше застревает. Или. несмотря на то. что М-р X только что прибыл, имея при себе первоклассные рекомендательные письма, моя интуиция говорит мне. что ему нельзя доверять. Нет никаких предпосылок или оснований ни для одного из этих умозаключений, они просто есть. Я бы с трудом могла подкрепить их логически. Наоборот, информация, получаемая с помощью мышления и чувства, рациональна. Это те две функции, посредством которых мы разбираемся с материалом. 283 представленным ощущением и интуицией. Они рассматриваются как рациональные функции, потому что они включают в себя рациональное распознавание. В случае мышления, мы делаем оценки, основанные на логической мысли, а в случае чувства, мы делаем выборы в соответствии с равно рациональной иерархией чувствующих ценностей. Воспользуемся примером неисправной печатной машинки в качестве иллюстрации: мыслительный тип. столкнувшийся с этой проблемой, может сразу же найти крупнейшую и лучшую в городе ремонтную мастерскую и отнести туда свою машинку для починки, потому как первый мастер не справился со своей задачей: в то время как чувствующий тип может склониться к тому, чтобы вернуть ее изначальному мастеру, чтобы дать ему возможность исправить свою ошибку. Этого рода сознательное чувствующее решение, как его понимает Юнг. не следует путать с неосознаваемой эмоцией, наоборот, это очень точное оценочное суждение, основанное на том. какие чувства испытывает человек по определенному вопросу, а не что он об этом может думать. Решения, принимаемые, благодаря рациональным функциям (в отличие от тех. что возникают из ощущения и интуиции). могут быть описаны и подкреплены рационально. Например, столкнувшись с неработающей пишущей машинкой, мыслительный тип может ответить вам: «Я учел это и это. и в итоге пришел к выводу, что наиболее логичным было посмотреть в газете и выбрать лучшую рекламу*. В то время как чувствующий тип мог бы сказать: Я чувствовал, что должен дать этому мастеру еше один шанс. Если бы я был в его ситуации, мне бы хотелось, чтобы у меня была возможность исправить свою ошибку. Я бы чувствовал себя не так. если бы сделал это как-то по-другому. Юнг сделал еще одно наблюдение касательно функций, которое важно для нас здесь. Он обнаружил, что две рациональные функции (мышление и чувство) являются взаимоисключающими, и также это касается и двух иррациональных функций (ощущение и интуиция). Когда мы заняты осмыслением чего-либо, мы не можем в то же время испытывать чувство относительно этого же; и если мы концентрируемся на наблюдении за чем-то с помощью органов чувств, мы не можем быть в то же время восприимчивы к сообщениям, идущим от шестого чувства. Тогда из этого следует, что если высшей функцией человека является одна из рациональных функций, то низшей функцией неизбежно будет ее рациональная противоположность: или же если высшая функция одна из иррациональных, то низшая функция должна быть по необходимости другой иррациональной функцией. В связи с тем. что мы склонны использовать чаще всего нашу высшую функцию, она постоянно совершенствуется благодаря практике, в то время как ее противоположная функция все больше и больше страдает от пренебрежения. В некоторых случаях высшая функция — эта надежная правая рука личности -становится настолько искусной и сильной, что она, кажется, почти поглощает весь психический аппарат. В результате этого три другие его конечности (в особенности низшая функция) становятся атрофированными для сознательного использования. После долгих лет успешного и счастливого соединения с высшей функцией, эго может начать практически отождествляться с ней. Отождествление со своей высшей функцией является не таким уж редким явлением. В нашей культуре это особенно верно, когда высшей функцией является мышление. Мы переоцениваем логическую мысль (часто игнорируя ее противоположную функцию, чувство). Вследствие этого мыслительный тип иногда вынужден Библиотека книг по магии/ЭЗОтерике/саморазвитию почти полностью полагаться на свое мышление, оставляя свою чувствующую сторону и другие части себя относительно неразвитыми. Уже на раннем этапе за таким человеком семьей и друзьями закрепляется мнение, что «он хороший ученик*. Задания, связанные с мышлением, автоматически вручаются ему. Его поощряют развивать его далее с помощью специализированной учебы, возможно, физики или философии. Такой человек, скорее всего, в итоге станет заниматься бизнесом или профессией, требующей постоянного использования его логического разума, С ограниченной возможностью развить другие способности. К моменту, когда он достигнет среднего возраста, подобный человек определяется другими (и что важнее, самим собой) как «мыслитель*. Он начинает воспринимать себя как человека, чьей единственной миссией в жизни является мыслить. Мы часто встречаем мыслителя среди относящегося к классическому клише рассеянного профессора. который легко может вспомнить мудреные уравнения, но может умудриться не вспомнить день рождения своей жены. Если этот профессор успешен на работе, такого рода идентификация эго может продолжаться всю его жизнь. С помощью одной из его вспомогательных функций он может вполне счастливо влачить жалкое существование, его стоическое спокойствие будет лишь изредка нарушаться внезапными вспышками подавленных им чувств или недоразумениями с теми, кого задело его отсутствие чувства. Но иногда в башню из слоновой кости логики, внутри которой этот профессор превратился в заключенного, ударяет гром среди ясного неба. и. как персонажей в Башне Таро, его вышибает из его уединенной безопасности, так что он беспомощно лежит в грязи. Обычно молниеносный гром появляется как всецело неожиданная перемена в его внешней жизни: Его по неизвестной причине увольняют с работы, на которой он работал многие годы; или его «счастливый* брак разбивается в пух и прах запиской, начинающейся словами «Дорогой Джон*, оставленной на подушке: или сам он внезапно по уши влюбляется в пустоголовую блондинку. Каким бы образом ни ударила судьба, этот профессор оказывается беспомощным и разоблаченным. навсегда изгнанным из основательного устройства его старой жизни и неспособным выстраивать свои мысли и волю так. чтобы придумать новую жизнь. Если удар был серьезным, он может оставаться в спутанном и депрессивном состоянии длительное время, В идеале с небольшой долей удачи и, возможно, с какой-то профессиональной помощью, его принудительное отступление из активной жизни будет не вялым застоем, а перерывом в творческом обновлении. Если его путешествие в глубины успешно, его свергнутый мыслитель вернется к жизни возрожденным. С этого времени он будет способен действовать не только с помощью мышления, но и с помощью других своих сторон, теперь доступных для сознательного использования. Мышление все так же будет оставаться его высшей функцией, но оно также будет преобразовано — в него вольются новые силы, благодаря его контакту’ с неистощимыми источниками, откуда проистекает все творчество. Тогда его эго индивидуальность и все функции его психики испытают тот вид воссоединение, изображенный в Судном Дне. Когда это происходит, то. что до этого воспринималось как удар в спину или разрушительный удар грома с небес, будет видеться как сигнал изумления и славы. Теория Юнга о психологических типах настолько сложна, что он посвятил целую книгу этому предмету. Вполне понятно, что вышеизложенное резюме не может 285 воздать ей должное. Но оно может служить ценным трамплином для рассмотрения Судного Дня. Если мы хотим связать молодого человека на этой карте с одной из четырех функций, кажется вероятным, что он должен представлять высшую функцию героя — ту, с которой он наиболее тесно связывал себя всю свою жизнь. То, как он изображен в Судном Дне, кажется, подтверждает эту гипотезу: Персонаж, поднимающийся из могилы, не новорожденный ребенок, но вполне взрослый человек, и он был возрожден, что указывает на то, что до этого он был живым и активным во внешнем мире. По внешнему виду и возрасту он очень напоминает героя, так что их трудно отличить друг от друга, что указывало бы на то, что эти двое достаточно сильно идентифицируются друг с другом. В подобной ситуации легко понять, что в случае, когда высшая функция выбита, эго также переживает сильный удар. Кажется, именно это и произошло с героем. На самом деле рассказ о рассеянном профессоре запросто мог быть его собственной историей жизни, т.к. есть основания думать, что. как и профессор, наш герой — мыслящий тип. Впервые мы можем заметить это во Влюбленном. Там, столкнувшись с выбором, включавшим в себя сознательное умение разбираться в области чувств, он был абсолютно беспомощным, его логическое мышление было бесполезным. Не в силах разобраться в своих затопленных чувствах, он стоял, как вкопанный. Он казался прискорбно не осознающим крылатого бога, чьи эротические стрелы собирались ранить его в спину. Естественно это не про то. что только люди мыслительного типа оказываются в подобном затруднительном положении. Но этот молодой влюбленный, похоже, на самом деле казался особо не знающим об Эросе — не осознающим, можно сказать, само его существование. Большинство из нас, если повезет, может, по крайней мере, увидеть его мельком краешком глаза, прежде чем он сразит. В любом случае, терпимость влюбленного к таким ранам была ограничена. Как мы видели, он не выбрал ни одну из двух дам, искавших его внимания. Вместо этого он один отправился в своей колеснице. Там мы видели его. отгороженным четырьмя подпорками, защищенным его канопе над головой, и ехавшим высоко над своими инстинктами, доброй землей и всем человечеством. Далее эта тема развивается в Башне Разрушения. Там его относительно хрупкая и подвижная колесница становится прочно закрепленным оборонительным сооружением из плотных кирпичей, внутри которого он заключен высоко над природой и удален из жизни. Конечно, теперь он приобрел женщину-компаньона, но она тоже является заключенной в этом созданном человеком строении. Без сомнений, все мы склонны сначала отождествлять себя со своей высшей функцией, но. когда тюрьма не настолько высокая и жесткая, молнии не надо быть столь яростной, как и депрессии не надо быть столь суровой. Психика является саморегулирующейся системой, она постоянно стремится исправить любое нарушение равновесия .между своими различными составляющими. Если этот дисбаланс менее выражен, то необходимая для восстановления равновесия сила не должна быть столь катастрофичной. Иногда, например, необходимая коррекция приходит не через какое-то внешнее событие, но в результате того, что высшая функция, изношенная из-за постоянного использования, просто ложится на свои рельсы и отказывается двигаться с места. Мой собственный опыт является показательным примером. Как указывалось ранее, я отношусь к интуитивному типу, второй развитой моей функцией является Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию чувство, а низшая функция у меня ощущение. После некоторого времени анализа я могла достаточно легко добраться до моего чувства и даже достигла шапочного знакомства с моей мыслительной функцией. Но мое ощущение — моя способность воспринимать и поддерживать связь с реальностью путем пяти органов чувств — была все еще бессознательной и неразвитой. Я пробиралась в мире людей и предметов по большей части путем шестого чувства, моей высшей интуиции, поддерживаемой чувством. Я проводила образовательные семинары для взрослых по литературе и гуманитарным наукам, сначала под эгидой университета, а позже самостоятельно. Мне очень нравились эти семинары, как и моим студентам. Мы приступили к изучению шекспировской драматургии, и я собрала большое количество литературы по этой теме в рамках подготовки к тому, что обещало стать занятием с бесконечными сложными задачами и вдохновением. С внешней стороны все казалось прекрасным. Мы только завершили изучение «Короля Лира* и решили, что следующей будет «Буря». Все имевшиеся на тот момент участники группы с нетерпением ждали продолжения, и несколько человек пожелали присоединиться к группе и попросили их принять. Тогда совершенно внезапно я проснулась одним утром с чувством: я не могу этим больше заниматься. Для меня все умерло. Дело было не в том, что сам материал стал неинтересным из-за повторений. Я никогда раньше не преподавала «Бурю» и с нетерпением ожидала этот новый опыт. Но почему-то я не могла мобилизовать либидо, чтобы продолжить. Оно просто исчезло — ушло под землю, забрав с собой весомую часть меня, но, к счастью, не все мое эго сознание. Я могла продолжать функционировать в мире, но изюминка и радость исчезли из жизни. Я чувствовала себя, как зомби, проходя сквозь движения жизни, в ожидании Годо. Время от времени я прилагала усилия, чтобы выловить мое утраченное либидо и заинтересовать его каким-нибудь ценным проектом. Напрасно. Однажды я сделала тщетную попытку изучить работы Марселя Пруста, который ненадолго захватил мое воображение, но это также ни к чему не привело. В другой раз я решила поступить в аспирантуру, чтобы получить степень в литературе, но скоро бросила программу, потому что профессора показались мне педантичными, а материал скучным. Тогда в один день близкая подруга дала мне колоду карт Таро, и мое воображение возбудилось их любопытными изображениями. Этот народец Таро, казалось, «принадлежал» мне. но я не могла точно определить его или приблизиться к нему интеллектуально. Для того чтобы сделать это. потребовалось использовать мою низшую функцию, ощущение, чтобы изучить их реальность в мельчайших подробностях. и мое мышление, чтобы упорядочить этот материал. Будучи интуитом, я не интересовалась объективной реальностью, и детали надоедали мне до чертиков. Если моя интуиция не могла сразу же с чем-то установить связь, я теряла интерес. В конце концов, я занималась образами и словами. Я любила слова. Звук слов, образы, вызываемые ими. отражения смысла, присущие их происхождению — я любила все это. Но эти необычные невербальные рисованные карты? Нет, спасибо. В то же время я дорожила ими. потому что мне их дала моя подруга, и моя интуиция постоянно говорила мне, что существовал ключ к их значению, если бы я только смогла его найти. зет Несколько лет спустя я была на лекции, на которой процитировали Юнга, сказавшего, что Таро представляет собой наглядные изображения архетипов. Это был ключ! И после этого мое либидо проснулось, и соки жизни начали течь по новым руслам. Моя интуиция восстала из могилы, воскресшая в новом и здоровом теле. Я начала изучать изображения детально и искать значения в них. Позже я вновь стала чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы начать проводить семинары на эту тему, и чтобы дисциплинировать мои ощущение и .мышление, чтобы взяться за более взыскательное изучение, необходимое для написания этой книги. Но ощущение так и остается моей низшей функцией. Например, несмотря на то, что я изучила Судный День много разсо многими разными группами, только сегодня, в процессе написания этой главы, я обнаружила, что желтая земля на заднем фоне этой карты не плоская, но. похоже, движется в судорожных колебаниях. В обсуждаемых выше примерах из жизни героя и из моей собственной мы далеко отклонились от особенностей карты перед нами. (Кстати, этот вид отклонений типичен для представителей интуитивного типа; мы склонны использовать настоящую реальность в основном как трамплин для полета фантазии в другие миры). Если вы психолог, или даже если и нет. вы можете не согласиться с моей причудливой гипотезой об отождествлении героя с его высшей функцией. Но. возможно, мы все согласимся с тем. что в Судном Дне он пережил перерождение. Такой момент освобождения всегда воспринимается как искупление. Когда мы выкупаем вещь из залога, мы заново выкупаем нечто ценное, что раньше принадлежало нам. и что было заложником. Индивидуация — это an fond, искупительный процесс. Ее цель не в создании чего-то совершенно нового — чего-то сверхъестественного и чуждого нам — но скорее просто в возвращении и освобождении сторон, по праву принадлежащих нам самим, которые держались заложниками в бессознательном. В немецком языке глагол «возвращать* — erlcisen, буквально, «освободить от фиксации». Но свобода от фиксации не подразумевает свободу от всех забот и проблем. Всякий раз, когда мы что-то выкупаем, мы должны чем-то заплатить. Хотя наш герой кажется искупленным, его жизнь отныне не должна рассматриваться как жизнь в совершенном мире и вечной гармонии. Он также должен заплатить цену. Рост его осознания неизбежно повлечет за собой рост ответственности. Его долгое испытание в темном подземелье закончено, но теперь он должен столкнуться с вызовом нового света. По завершению судебного процесса выносится решение суда. Это означает прекращение нынешнего испытания ответчика. Если решение благоприятно, заключенный свободен — не в том смысле, что он свободен делать то. что захочет, но свободен от вины. Несмотря на то, что теперь он может перемещаться по миру по своему выбору, он обнаружит, что его предпочтения и ценности изменились за время его заключения в тюрьму. Его возросшее осознание может принести с собой более широкую область предпочтений и более острое чувство ответственности. Это четко нарисовано в Судном Дне. где освобожденный из одиночного заключения более не в одиночестве. V него теперь есть два близких человека-компаньона и небесное общество, потребности и желания которых он должен учитывать. Если он не сумеет справиться с этими новыми обязательствами, он снова может обнаружить себя в тюрьме. Быть искупленным — это честь. Это означает быть Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию привлеченным к новому призванию. «Кто имеет призвание, слышит голос внутреннего человека; его зовут», говорит Юнг. Серьёзность этого момента ясно показана в эмоциональной атмосфере Судного Дня. Пара, стоящая около могилы не приветствует своего товарища с возвращением обратно в жизнь возгласами ликования и диким празднеством, они в позах торжественности и молитвы. Их лица отражают благодарность за его благополучное возвращение, но также и серьезность относительно вступления в новую жизнь более широкого осознания. Они смотрят на молодого человека, центрального в их семье, чтобы тот направлял их. Он же. в свою очередь, стоит лицом к потрясающему ангелу. Герой, до этого поднявшийся выше всех, кого он видел, теперь стоит в могиле, смотря вверх на небо за наставлениями. Он. когда-то считавший себя выше всех, теперь слышит призыв служить силе выше и вне его пределов. Если он сможет ответить на призыв трубы, он сделает шаг вперед в расширенную жизнь за пределы всего, что он когда-либо знал или представлял. Если ему не удастся принять вызов, он снова погрузится в свое подземелье, и. возможно, уже никогда не появится снова. Серьезность его положения амплифицируется Юнгом в следующем отрывке: Когда либидо покидает верхний мир света, по личному решению человека или же благодаря уменьшению жизненной энергии, оно снова погружается в свои собственные глубины, в источник, из которого оно однажды вытекло, и возвращается к точке разлома, пупку, из которого оно однажды вошло в наше тело. Эту точку разрыва оно называет «матерью*, потому что именно от нее источник либидо перешел к нам. Поэтому, когда необходимо сделать какую-либо великую работу, от которой слабый человек сжимается. сомневаясь в своих собственных силах, его либидо течет обратно к этому источнику — и это опаснейший момент, момент принятия решения между разрушением и новой жизнью. Если либидо остается пойманным в стране чудес внутреннего мира, человек становится просто тенью в верхнем мире: он ничем не лучше, чем мертвец или тяжело больной. Но если либидо удается, вырвавшись, освободиться и снова в борьбе вернуться в верхний мир, тогда происходят чудеса, потому что это нисхождение в потусторонний мир становится обновлением для либидо, и из его очевидной смерти пробуждается новая продуктивность, В Судном Дне ангел внезапно врывается из ниоткуда, чтобы выступить со сложным официальным заявлением. Появление такого освободителя — одна из катастрофических размерностей, которые Юнг описывает следующим образом: Рождение освободителя равносильно великой катастрофе, поскольку новая и мощная жизнь возникает там. где не ожидалось никакой жизни, силы и нового развития. Она проистекает из бессознательного, т.е. из той части психики, которая, хотим мы того или нет. является неизвестной, и потому все рационалисты рассматривают ее как ничто. Из этой дискредитированной и отвергаемой области приходит новый приток энергии, возрождение жизни. 389 Из всего того, что было сказано о Судном Дне, легко создать связи между этой картой и двумя, которые находятся прямо над ней по вертикальной осн (Влюбленный и Смерть). Можно сказать, что тема, которая затрагивается в этом вертикальном ряду, это смерть и возрождение: смерть старого эго и его воскрешение в новом виде. В первую очередь речь идет о жертвовании воли эго и о его посвящении себя силе вне его самого. Во Влюбленном юное эго героя получает свою первую рану. Но стрела Эроса была всего лишь уколом. Как мы видели, он провозгласил себя королем и в одиночестве выехал завоевывать мир. В Смерти произошло более полное расчленение эго и других частей психики. Из этой катастрофы он также вышел невредимым. Но теперь он больше не был один, он приобрел женщину-партнера. Эти двое впервые появились в Дьяволе обнаженными недолюдьми, не желающими обернуться и бороться со своими дьявольскими (и Люциферскими) возможностями. Мы видели, как они прикрывали свои хвосты и копыта одеждой, которую «все носят», и убегали от Дьявола, водворившись в тюрьму Башни. Теперь, наконец, в Судном Дне герой и два его компаньона стоят вместе, обнаженные. выставленные друг перед другом и перед влиянием небесных сил. Как будто бы расчлененные тела, которые Смерть вспахала в землю, теперь выросли по-новому и в более человеческом виде. Ангельская фигура на небе также стала очеловеченной. Хотя у него золотые волосы и пара золотых крыльев, его выражение лица показывает большую глубину и человеческое чувство, чем можно было наблюдать на лицах небесных персонажей, изображенных на предыдущих картах. И, что очень важно, он обращается напрямую к персонажам внизу. То, что все персонажи в Судном Дне очеловечены и общаются друг с другом, знаменует собой важный прорыв в психическом осознавании героя. Это обещает, что качества каждого могут быть принесены вместе и объединены в одно завершенное существо — человека. Земля вторит эхом обещанию нового рождения. Возможно, земная глина, из которой герой бьы сделан, зажглась новой жизнью, ангельским огнем, и новое создание появится в следующей и последней карте, в Мире. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию