МАГ: ТВОРЕЦ И ОБМАНЩИК Из всех прочих вещей ты никогда не сделаешь Одно, Пока гы сначала сам не станешь Одним. Дорн Дурак, как мы и говорили, выражает дух игры, вольности и отсутствия привязанностей с безграничной энергией, беспрестанно странствующей по вселенной без особой цели. Не заботясь о том, что произойдет, он даже оборачивается через плечо. Маг (рис. 12) уже остановился, по крайней мере на время. Его энергия направлена на объекты перед ним, которые он с особым вниманием отобрал. Они разложены на столе реальности, который ограничит его действия внутри своих границ, так чтобы его энергия не пролилась и не убежала за пределы. У него очевидно есть план. Он готовится что-то делать — выступить для нас. Если Дурак — это тот импульс в глубине бессознательного, двигающий нас на поиски, то Маг может символизировать фактор внутри нас. который направляет эту энергию и помогает нам очеловечить ее. Его волшебная палочка связывает ег: с его предшественником Гермесом, богом откровений. Каки алхимический Меркурий, обладавший волшебными силами, Маг Рис. 12 может запустить процесс самореализации.! который Юнг назвал индивидуацией, * он может направить наше путешествие! в подземный мир наших глубинных самостей. Человек всегда признавал силу,! превышающую Эго, которую он старался умиротворить с помощью магически» I обрядов и ритуалов. И Дурак и Маг, оба чувствуют себя как дома в трансцендентальном мире Дурак пляшет в нем. как бессознательный ребенок: Маг путешествует по нему, как Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию закаленный путешественник. Каждый связан с архетипом Трикстера, но по-разному. Разница между Дураком и Магом в этом отношении параллельна разнице между розыгрышем и магическим представлением. Дурак разыгрывает нас, подшучивает над нами; Маг организует представление для нас. Дурак совершает свои сюрпризы за нашими спинами; Маг может творить свое волшебство перед нами, на наших глазах, если мы посетим его представление. Шут дурачит нас и веселит; Маг интригует, мистифицирует и удивляет нас. Дурак — одиночка, его метод скрыт. Он внезапно выскакивает, крича: «Первоапрельская шутка!» и снова исчезает. Маг будет включать нас в свои планы. Он приветствует наше присутствие на своем магическом шоу, иногда даже приглашая нас на сцену в качестве своих сообщников. С нашей стороны необходима некоторая степень сотрудничества для успеха его магии. Но для Дурака наша абсолютная бессознательность — sine qua поп для успеха. Дурак — бесконечный дилетант; Маг — серьезный профессионал. Т. к. магия Дурака полностью спонтанна, часто он так же удивлен результату; как и мы. Если не получается, его это не волнует, он бросается к следующему приключению, пожав плечами. С Магом все совершенно иначе, потому что он самоотверженный артист. Когда одно из его творений не получается, его это беспокоит и он старается понять причину. Дураку приписано быть нулем, огромный мир — его устрица. Ему все интересно и ни от чего не бывает скучно. Как Вечный Мальчик любой эпохи, он выдумывает причудливые мечты, оставляя их воплощение кому-либо другому. У Мага, номера один в Таро, совершенно иная психология. Его интересует поиск одного сотворяющего принципа за множеством. Он хочет управлять, манипулировать природой, обуздать ее энергии. Самые примитивные магические обряды были связаны с плодородием. Это были церемонии, умиротворяющие богов, чтобы обеспечить обильный урожай и плодовитость женщин. У Дурака нет такого плана. Он просто хочет наслаждаться природой. Марсельский Маг держит в одной руке свою палочку и в другой руке — золотую монету. Рука занимает центральное место в любой магии. Она символизирует человеческую силу сознательно приручать природу и придавать ей форму, находить ее энергиям творческую форму. Быстрее ока рука Мага создает иллюзию, быстрее, чем наш мыслящий разум, может проследить ее. Его рука также быстрее, в смысле • живее», чем трудящийся интеллект. У человеческой руки, кажется, есть свой собственный разум; его называют «ускользающие мгновения творчества, которое никогда не останавливается». Дар Мага творить чудеса и трюки разнообразен. Отвлекая наше внимание от золотой монеты, он может заманить в ловушку и сбить нас с толку своей ловкостью рук. Как само по себе человеческое сознание, аспект которого он символизирует, Маг может создать Майю, волшебную иллюзию «десяти тысяч вещей». Т.к. с помощью исчезновения объектов с его стола он представляет простую истину, что каждый объект, каждая вещь является только видимостью реальности. Мы сами творим мир. который кажется существующим. Трансформируя один объект или элемент в другой, Маг обнажает другую истину; а именно, что под поверхностью «10000 =ещей» все проявления являются одним; все элементы едины и все энергии едины. Воздух — это огонь, земля, кролики, голуби, вода, вино — ОДНО. Всё целостно и всё свято. Маг помогает нам понять, что физическая вселенная не является результатом 47 воздействия Изначальной Силы Жизни на материю, вместо этого она является результатом воздействия Силы Жизни на саму себя. Из самой себя Сила Жизни строит все формы и все виды, все силы и несметное число структур. Изначально считалось, что только боги или их земные представители, священники обладали этой магической силой. Одним из таких персонажей был Гермес Трисмегистр. мистический герой по-разному связываемый с египетским богом Тотом и греческим богом Гермесом. Именно он оставил нам это точное высказывание обсуждаемой сейчас темы; «Все вещи происходят из этого Одного, с помощью медитации Одного, и все вещи рождены от этой Одной Вещи». Как уже указывалось до этого, это выражает истину и макрокосмического, и микрокосмического уровней реальности. Магию иногда называют наукой скрытых связей или отношений. Будь то волшебство или трюк, внутренняя суть этого искусства — откровение. Маг обладает силой раскрывать фундаментальную реальность, бытийность, которая лежит в основе всего. Он представляет собой чудотворный аспект нас самих, который может прорицать сокрытые источники жизни и раскрывать их для творческого использования. Этот тип откровения нашел красивую символическую обработку в истории про Моисея, который, прорицая сокрытые воды, ударял скалу своим волшебным посохом до тех пор, пока не хлынули ключи, утолившие жажду его народа. «Блаженны голодные и жаждущие…» Чудеса могут появляться на службе у витальной, человеческой потребности. Можно сказать, что чудеса могут произойти только в ответ на потребность, превосходящую эго. На картине «Моисей, выбивающий воду из скалы* (рис. 13) показана важность этой превосходящей потребности в самом яком виде. Здесь жаждущие люди бросаются в глаза сильнее, чем сам Моисей. Они показаны вместе скученными около воды, каждый поглощающий свою порцию воды. Никто, кажется, не беспокоится о чудотворце, и. тем более, о самом Моисее, который занят размахиванием своим посохом, увлеченный своей работой. Он не находится в центре сцены и не расположен отдельно от других. Вместо этого он появляется как один из группы, объединенный со своим народом и изобразительно, и эмоционально из-за появ- Рис 13 ления чудесных вод. Поток этих вод и круговое движение этого рисунка, кажется, подчеркивают идею, что мы являемся свидетелями одного события, включающего в себя два равно важных полюса: слева -людская нужда и надежда; справа -осознанность и самоотверженность Моисея, Без обоих этих факторов никакое чудо не могло бы произойти. Если бы из этой иллюстрации исчезли жаждущие люди, волхв неизбежно стал бы ее центральной фигурой, а его магия, если вообще была бы выполнима, стала бы просто горделивым фокусом, путешествием Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию эго на службе у того, что не выходит за пределы личного тщеславия. Согласно Юнгу, вся магия, чудеса и парапсихологические явления имеют одну общую черту: отношение ожидания, полного надежды, со стороны участников. Юнг считал, что это полное надежд отношение было главной составляющей успеха эксперимента Райна в Университете Дьюка, в котором участники «прорицали* символ, напечатанный на карточке, который они не могли видеть. Комментируя этот феномен, Юнг говорит: Участник теста или сомневается в возможности знать что-то, что знать невозможно, или надеется, что это будет возможно и что произойдет чудо. В любом случае тестируемый человек, столкнувшись с очевидно невозможной задачей, оказывается в архетипической ситуации, которая часто встречается в мифах и сказках, где божественное вмешательство, например, чудо, предлагает единственное решение. Описывая эти ситуации, Юнг также использовал термины «архетип чуда и • архетип магического воздействия*. Понятно, что Маг. живущий в глубинах, на психоидном уровне бессознательного, на котором не существует деления на время, пространство, тело и душу, материю и дух (и где сами по себе 4 элемента не были выделены из великой пустоты), должен обладать силой, позволяющей соединить нас (дать нам возможность прикоснуться) с великим Единством совершенства, здоровья и гармонии. Но т.к. это великая пустота также и Целое, из которого будет рождено все, она содержит по необходимости все противоположности. И не стоит удивляться тогда, что характер Мага — лабиринт противоречий. Как Мудрец он может привести нас к кормушке или исполнить Волшебство Камелота. Как Трикстера его можно обнаружить на деревенской ярмарке, не чурающимся преднамеренного сбивания с толку доверчивых покупателей, иногда даже заставляя их деньги исчезать. Немного утешает знание, что будучи потомком коварного Меркурия. Маг честным образом приходит к своей двуличности. Как и Меркурий, посланник богов, он соединяет внутреннее и внешнее, то, что вверху, и то, что внизу, совмещая в себе обе части. Некоторые современные колоды Таро (особенно версия Уэйта) представляют Старший Аркан номер один как священнического «хорошего» Мага, полностью исключая его более спорные черты. Мы позже еще вернемся к этому, но в данный момент заметим, что только Марсельская версия предлагает нам все очарование многосторонних граней Мага. С первого взгляда, его пестрый наряд (рис. 12) напоминает нам о Дураке. Это уместная связь, т. к. оба персонажа причастны к Архетипу Трикстера. Как и в случае с Дураком, пестрые цвета Мага предполагают включение многих в кроне отличных элементов, но здесь противоположные цвета более сознательно расположены друг напротив друга. По сравнению с более случайным рисунком одежды Дурака, чередующиеся полосы цветов у Мага кажутся специально расположенными так. чтобы предположить противопоставление и взаимодействие. контраст и согласованность. Обе стопы, ноги, бедра, грудь, плечи кажутся одетыми с почти наученным пренебрежением к цвету, выбранному его противоположной парой. Их цвета явно дрожат, попеременно отталкивая и притягивая, так что они кажется излучающими искры электрической энергии. 49 Тема творческой антитезы далее подчеркивается в полях шляпы Мага, предполагающих фигуру восьмерки, лежащей на боку. Этот рисунок, называемый «лемниската», математический знак бесконечности. Как нарисовано здесь, почти гипнотический изгиб контура красных полей означает движение противоположностей, каждая из которых бесконечно меняется в другую, как в китайском символе Тай-Цзы, который показывает непрерывное взаимодействие ян и иня, позитивной и негативной сил. заключающихся во всей природе. Если вы сконцентрируетесь на полях шляпы Мага при свете свечей в лунной темноте, он придаст им движение. И видимая таким образом, она становится вечным двигателем творения. Два эллипса этой лемнискаты, соединенные посередине большим бугром и мостом, также можно рассматривать как пару огромных очков. Если вы наденете эти волшебные очки, вы сможете ухватить проблеск в новые измерения реальности. Эти очки не розового цвета. То, что мы увидим в этом новом измерении — естественный феномен. Это не «журавль в небе» и не проявление некоторого смутного «иного мира». Переживания и опыт, которые предлагает нам Маг. настолько свойственны нашей природе и настолько укоренены в наше земное окружение, насколько и растения, которые мы видим, растущими у его ног. В этой связи важно вспомнить, что на костюме Дурака не было зеленого цвета. Как мы отмечали, он не был укоренен в нашу реальность. Его энергия была свободно текущей энергией непроявленного целого. Здесь Маг организует эту энергию для творчества, прежде чем воплотить ее в реальность. Колпак Дурака был желтым, цвета огненной силы солнца. На его кончике был прикреплен один маленький красный шарик, или возможно это колокольчик, беспечно надетый как символическая капля крови. С Магом эта красная кровь оживает, курсируя и протекая по лемнискатным полям шляпы. Он «отдает свою кровь» ситуации, он верен задаче, находящейся перед ним. Золотистый желтый, теперь расположенный по центру и принявший форму огромного шара, становится короной шляпы Мага. То, что эта волшебная сила солнца также принадлежит личности Мага, предполагается тем фактом, что его локонов коснулась позолота. Его волосы напоминают змеиные локоны Медузы, снова напоминая об этой Трикстерной двойственной природе. Палочка Мага, как палочка дирижера оркестра, инструмент концентрации и направления энергии. Энергии требуется направление. Ее можно использовать только при сознательном сотрудничестве человека. Маэстро на своем подиуме использует свою палочку для координации и модуляции энергий своих музыкантов, создавая гармоничный ритмический рисунок, который был бы без него хаотичным набором звуков. Так и этот маэстро Таро, похоже, собирается организовать энергии предметов. лежащих перед ним. Он держит свою палочку в левой руке, показывая, что его сила — не результат интеллекта и обучения, а, напротив, естественный, бессознательный лар. Часто маги используют свой указательный палец, как палочку, чтобы направлять наше внимание и концентрировать энергии. Одно из наиболее красивых изображений этого — знаменитое Сотворение Микеланджело на потолке в Сикстинской Капелле. На этой картине указательный палец Высшего Волхва, похожий на фаллос, наделяет креативной жизненной энергией руку Адама. Можно почувствовать поток любви в этой оплодотворяющей энергии, в то время как она перетекает от руки Бога в руку Адама и через него ко всем творениям Господа. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Рис. 14 Мы уже обсуждали двойственную природу Мага; как. с одной стороны, он может ■оединить нас с Великим Кругом единства, и как, с другой стороны, он может помочь нам выделить его элементы для изучения. То. что одно существо может выполнять такие разные и кажущиеся противоположными действия, кажется волшебством; но то, что он может демонстрировать эти двойные действия в одно и то же время, кажется чудом невероятных размеров. Он, однако, может это делать. В иллюстрации Гольциуса к «Метаморфозам» Овидия (рис. 14), мы видим самого Великого Волхва в моменте исполнения этого чуда. Эта картина называется «Отделение Элементов*, в то же время очевидно, что целостность Великого Круга никак не нарушается этой деятельностью. Напротив, как будто его истинная сущность теперь впервые появляется полностью раскрытой. Наш внутренний Маг творит такого же рода чудеса, помогая нам изучать и различать элементы наших внутренних миров так. чтобы раскрывать, а не уничтожать их исходное единство. Так как его задача инициирована и продемонстрирована на примере Творца, нам нужно еще раз взглянуть на изображение Гольциуса. чтобы мы могли понять, что здесь происходит. На этой картине Бог — или «добрейшая природа», как его называет Овидий — представлен полностью поглощенным в своем танце откровения. Очевидно для этого требуется идеальная концентрация. Иногда это кажется липким, хитрым делом, немного похожим на растягивание ириски. В других случаях это больше похоже на танец с вуалью, включающий сверхчеловеческую ловкость и совершенную согласованность действий во времени. Проблема может заключаться в том, как сорвать занавес, скрывающий центральную реальность, не запутавшись и не задохнувшись в этих внешних ловушках. Какая страстная сила и глубина требуются для этого, своеобразного танца дервишей, посредством которого раскрывается новое единство и создается новый мир! 51 На микроскопическом уровне одно эго не может сотворить это чудо. Только наш внутренний Маг может совладать с этой запутанной хореографией откровения. Только он может показать соответствие между центральным ядром и его внешней оболочкой, только он может раскрыть, что они оба сделаны из одного и того же материала. Магия алхимиков по-другому показывала соответствие между внутренним и внешним. Они видели в элементах и трансформациях, происходивших в их химических сосудах, элементы и трансформации внутри их собственной психической природы. Их общепризнанная цель была чисто внешней и химической: с помощью применения тепла к определенным смесям они надеялись (говорят) раскрыть творяшее семя или вещество, лежащее в основе всей материи, и в результате этого превратить более низкие металлы в золото. Они говорили об этом как об «освобождении духа, скрытого или заточенного в материи*. В своих записках, однако, алхимики не раз намекали на то. что золото, которое они в самом деле искали, не было внешним золотом, а было трансцендентным, внутренним золотом в центре психики, которое Юнг называет самостью. В «Психологии и Алхимии* Юнг дает детальное описание разных стадий этой Великой Работы, как называли свои эксперименты алхимики. Юнг показывает, как разные алхимические стадии, на которые они ссылались в своих записях (ликвификация/ разжижение, дистилляция/перегонка-очищение, сепарация,, разделение, коагу-ляция/сгушение и т.д.) во многом соответствуют различным стадиям, по которым развивается, созревает и движется человеческая психика по направлению к индивидуации. Юнг описывает, как, работая с элементами «снаружи*, алхимики достигали интуитивной связи со сходными видами изменений в их внутренней природе. Он показывает, как с помощью этой внешней работы они также соединялись с внутренней работой, интуитивно понятной и тем самым оказывающей на них влияние. Другими словами, алхимики, невзирая на то, понимали они сознательно или нет, что они делали, на самом деле использовали свои химические эксперименты как «держатели проекций* почти в том же виде, в котором мы используем карты Таро. Содержимым алхимических колб были воздух, земля, огонь, вода, соль, свинец, ртуть и пр. сходные вещи, взаимодействия которых они изучали и благодаря чему они пришли к некоторому пониманию их собственной внутренней химии. Наш материал — 22 Старших Аркана Таро, чьи взаимодействия мы изучаем сходным образом и по сходным причинам. Центральным персонажем в работе алхимиков был Меркурий со своими бесчисленными парадоксами. Алхимики отзывались о нем и как о «духе, творящем мир», и как о «духе, сокрытом или заключенном в материю». Они называли его «трансформирующим веществом* и в то же время «духом, постоянно находящимся во всех живых существах*. Говоря короче. Меркурий был и преобразователем, и элементом, нуждающимся в освобождении и трансформации. Наш меркурианский дух (которого мы могли бы назвать Внутренний Маг)также разделяет эти неопределенности. Он «дух. создающий мир» — и в то же время он •сокрыт и заточен* в материю нашего темного бессознательного. Если он должен работать как «трансформирующее вещество», мы должны найти способы, чтобы освободить его из заточения и вызволить его на свет сознательного понимания. По мнению алхимиков, сам человек находится в этой двойной роли как творец мира и как пленник — как спаситель и тот, кто нуждается в спасении. Они считали, Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию ■ ? спасение и освобождение -г даруются свыше: они ерили, что это достигается – лько через Великую Работу. • торой они посвятили свои – и ши: освобождение духа, . держащегося внутри них атих и внутри всей природы. Нам также необходимо -;,пм способы освободить наш ■ненный дух. чтобы он смог действовать как «трансформирующее вещество* обладающее силой изменить наш . ‘.тренний мир и повлиять -з внешний. Нам понадо- ■тся его помощь, чтоб найти путь в темноте внутренней эйролы и в конце концов т эскрыть самость, центральную ■езду нашего существа, на данный момент находящуюся в затмении во мраке, чтобы Рис. 15 на могла засиять по-новому. (сколько мы преуспеем в этом, настолько мы изменимся как индивиды и настолько дет трансформирована сама человеческая природа. Говоря на психологическом языке, через взаимодействие между человеческим знанием и примитивными, бессознательными архетипами, бессознательное движется к свету, а качество человеческого сознания само по себе медленно разви-зется к более расширенному осознанию. Все больше и больше мы приходим к пониманию того, что человеческая психика, как и человеческое тело, не статична: что оба они. равно как и мы сами, как и все природные феномены, являются процес-ши в эволюции. Мы больше не стремимся изобразить Сотворение как точный момент, когда Создатель «сделал* это или «сказал* то навеки. Наоборот, мы рассматриваем процесс сотворения как продолжающееся развивающееся событие — вечный диалог, каким он был между тем. кто является нашим маленьким Магом и Тем, кто есть Бог, Величайший Волхв. Художники на протяжении всех веков пытались представить Сотворение для ас. Мы уже обсуждали некоторые из этих изобразительных представлений. Но ни одно из них не улавливает суть Сотворения в виде процесса, в который одинаково вовлечены и Творец и Сотворяемое, так определенно, как скульптура Родена под названием «Длань Бога* (рис. 15). В этой изумительной работе мы видим, как поддерживающая рука Всемогущего обнимает, убаюкивает и укрывает Адама и Еву. Здесь человеческие фигуры реально кажутся появляющимися из руки Творца, гак что человеческое и сверхчеловеческое вместе образуют единое высшее Целое. На этой картине чудо творения не представляется свершившимся фактом. 53 действием, совершаемым только Великим Магом, Напротив. Творец и Творение одинаково вовлечены в акт становления. Они являются со-творцами в процессе, который превосходит границы их обоих, Маг Марсельской колоды, со своими наэлектризованной расцветкой и лемнискатой шляпой символизируют подобный процесс. Чувство «становления* также отражается в символизме числа Мага, которое является один. Число один символично Янь или маскулинной силе. Оно легкое, яркое, активное, пронизывающее, острое, проникающее и ассоциируется с небом или духом. В то же время, несмотря на его кажущуюся прямолинейность. честность, открытость, у этого числа есть скрытые двусмысленности, т.к. само его понятие предполагает другого. Идея об одном может быть воспринята только в отношении по крайней мере к одному другому. Считается, что число один представляет человеческое сознание, потому что как и человек, оно стоит прямо, соединяя небо и землю. Но сознание также предполагает двойственность — наблюдателя и наблюдаемого. Как будто там уже есть феминный принцип, скрытый в ребре нашего Мага, чье число — два. Как белая «рыба» Ян в символе Тай Цзы носит темный глаз своего двойника, так же и в чистом духе Мага погружена темная точка феминной амбивалентности. Только Марсельская колода улавливает эти тонкие нюансы. В колоде Уэйта Маг в свой правой руке держит прямо палочку, показывая, что его силы находятся под сознательным контролем и посвящены небесному духу, который вверху. Своей левой рукой он указывает в направлении земли, представляя, обыгрывая герметическую максиму «как вверху, так и внизу». Стоит отметить, что хотя эта палочка Мага имеет два конца, оба белого цвета. Таким образом, маскулинный дух дважды подчеркивается, в то время как темный феминный ин исключен вообще. •Белое сверху и белое внизу» предполагает статичную, стерильную вселенную, управляемую ригидным перфекционизмом. Построение этой карты кажется надуманным: вместо простого, естественного фона французской карты. Уэйт посадил своего Мага в окультуренную беседку из символических лилий и роз. Уэйт устраняет большую часть неоднозначностей Марсельской версии и вместе с этим большую часть ее витальности. Яркая шляпа с ее скачкообразными полями и ее золотой короной полностью исчезла, оставив вместо этого небольшую черную лемнискату, которая как призрак нависает над головой мага, предлагая нам не так много для насыщения нашего воображения. Змееподобные кудри Мага с золотыми кончиками были заменены суровой строгой прической священнического аппарата. Стол магов также была подчищен — сомнительные предметы, такие как кости, шары и другие странности неизвестного происхождения и подозрительного назначения, были сметены, так сказать. Рис 16 Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию “од стол. На их месте мы теперь находим только четыре предмета, представляющих етыре масти Таро; все они аккуратно расположены и готовы к использованию. В целом, вид магии, изображенный на английской карте двадцатого века, сильно уличается оттого, что был на старой французской. Эти отличия отражают два взаи-моисключающих отношения к пути индивидуации и к роли Мага в этом процессе. Например, Маг Уэйта кажется воспринимающим трансцендентную силу как распо–лженную «высоко над*. Его ригидное положение тела и жесты показывают, что он “ринесет озарение на землю проявлением воли в соответствии с установленным итуалом. Подчеркивается только вертикальная ось; его жесты не включают в себя -гризонтальную ось, являющуюся показателем человеческих отношений. Напротив, поза французского Мага и широкий изгиб его шляпы включают -.жже и горизонтальное измерение. Похоже, что он в меньшей степени работает s силы воли, но в большей мере за счет воображаемой или творческой игры. Его -епринужденная обстановка оставляет место неожиданному. И. прежде всего, его – ложение не напряжено и ригидно, потому что этот живой парень не заботится будущем совершенстве. Он пойман в творческом моменте всегда присутству–‘щего настоящего времени. Импровизированная атмосфера Марсельской карты – ^поминает, что Иисус творил чудеса довольно непреднамеренно в стороне, и его мудрейшие притчи были спонтанными ответами на настоящий живой момент. Французское имя Мага. Le Bateleur, означает «жонглер». Можно представить его дбрасываюшим все предметы на его столе в воздух в продолжительном ритми-еском рисунке, не сильно отличающемся от рисунка его лемнискатной шляпы, -а картине Марка Шагала «Жонглер» центральная фигура нарисована воздей-“зующей на само время, символизируемое огромными часами, которые он гордо твставляет напоказ, почти как знамя. Способность превосходить ограничения ручного времени всегда казалась чудом из разряда божественных. Маг демон-‘□ирует это чудо несколькими способами. Во-первых, как провидец он приносит настоящую реальность идеи и возможности, которые обычно лежат скрытыми “Я нас в «будущем». Эта способность предсказывать является в самом деле боже–зенной, т.к. с ее помощью мы прикасаемся к безвременному миру бессмертных. Другой способ, которым Маг жонглирует временем. — его способность уско-—ь естественные процессы с явным пренебрежением к законам времени. Как •. -нец ускоряет трансформацию металлов, применяя сильное нагревание, так Маг влияет на трансформации сознания, применяя жар эмоциональной вовле—-ности. В древние времена к кузнецам относились как к волшебникам. Их силы .ггались божественными, что подтверждается тем фактом, что одним из них был ■импийский бог Гефест. Как жонглер Маг создает волшебный рисунок в пространстве-времени. Все дожники — волшебники, т.к. они жонглируют формы каждодневной жизни трансцендентальные рисунки. Они отбрасывают все несущественные детали, -укрывая, обнажая базовую структуру, находящуюся внутри всего внешнего так. -: в каждой из сотен различных картин сотен разных деревьев, высвечивается суть ■ – – го. что такое дерево*. Скульптора тоже является своего рода волшебным откровением. Художники в ■ эй области искусства часто говорят, что они не создают свои скульптуры. Вместо * го они просто отбивают весь лишний материал, чтобы образ, скрытый в исходном 55 камне, мог освободиться. Эта мысль красиво выражена в известной статуе Микеланджело. которая очень удачно названа «Раб». Она изображает раба, борющегося за свое освобождение из глыбы мрамора, в которой он все еше частично закован. Так же к писатели стремятся освободить свои мысли от уймы путающих словоизвержений, которые, как правило, мешают им. Проблема больше заключается не в том, чтобы найти слова, а в том. чтобы удалить лишние, для того чтобы образ смог стать ясным. Без сомнения все мы сталкивались с истиной старой поговорки: «Если бы у человека было больше времени, он бы написал меньше слов». Как мы уже видели, алхимики также посвятили свою жизнь высвобождению духа, заключенного в материю. Важно, что несмотря на то, что они считались своими современниками магами, они говорили о себе как о художниках. Аналитические психологи также являются художниками, и в том смысле, в котором мы используем это слово в этой работе, волшебниками. Т.к. из massa confusa наших каждодневных жизней, наших конфликтующих побуждений, мотивов и спутанных образов, они помогают нам найти лежащий за этим рисунок: тот уникальный в нас самих, что соприкасается с универсальным Единым для всего человечества. Слово «магия* имеет общие корни с воображением, необходимой составляющей для всего творчества в искусстве, а также и в науке. Кто бы мог вообразить, что мы сможем полететь на Луну? И все же кто-то использовал воображение, и в результате этого-то мы туда и попали. Мы достигли этого чуда, потому что у множества «кого-то» был этот образ, и они концентрировали свои энергии на нем Просто вообразите, что могло бы произойти, если бы каждый человек на земле «вообразил* мир и направил свою энергию в сторону его воплощения. Мы маги и могли бы на самом деле творить чудеса. Но магия человеческого сознания — обоюдоострый меч. Мы можем использовать его для придания формы смелому новому миру или вскрыть с шумом ящик Пандоры со спрятанными демонами, чтобы разрушить наш мир и всю жизнь на это; планете. Искушение злоупотребить силой — скрытый аспект любой архетипической фигуры; и т. к. силы Мага настолько примитивны и тонки, это искушение — егс особое bete noire. Возможно, в признании этого факта «черный зверь» Мага специально изображен в пятнадцатой карте, где мы встретим его как тень Мага, Дьявола. В юнгианской терминологии, тень — фигура, появляющаяся в снах, фантазия’ и во внешней реальности, которая воплощает качества нас самих, о которых мь предпочитаем думать не как о принадлежащих нам самим, т.к. признание этог. опорочило бы наш образ самих себя. Поэтому мы проецируем эти кажущиес-негативными качества на кого-то еще. Такой человек кажется вечно преследующим нас в снах, нарушая атмосферу неподходящими словами или действиям или даже совершая совершенно дьявольские вещи. Во внешней реальност. человек, на которого мы проецируем нашу Тень обычно ведет себя как постоянный раздражитель или заноза. Почти всё, что он говорит или делает, раздражает нас. Даже его самое обычное замечание действует нам на нервы, проникав нам прямо под кожу, где многими днями, неделями или даже месяцами гноится мучая нас. Оно не оставляет нас в покое, так что мы обнаруживаем себя в постоянной эмоциональной взаимосвязи с этой неприятной личностью. Часто эта взаимосвязь, включенность является настолько же внешней, насколько и внутренне; в результате чего, как по колдовству, эта несносная, противная личность, котору- Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию мы «никогда больше не хотим видеть», продолжает появляться постоянно и -остойчиво в нашей повседневной жизни. Как известная тень Роберта Льюиса Стивенсона, он всегда находится в нашем аду, в который он заходит и выходит вместе с нами настолько неприятным образом, -■о мы тоже кричим: «Какая от него может быть польза?» То, что он должен иметь • -кую-либо пользу, — это больше того, что мы можем увидеть. Но если мы с ним .дем настойчивы, то мы обнаружим, что этот неприятный персонаж полезен — * :же необходим — для нашего благополучия по многим причинам. Одна из причин заключается в том, что благодаря магии проекции он держит в –ену не только негативные характеристики, принадлежащие нам, но также и многие ~:зитивные потенциалы. И. как мы вскоре обнаружим, если мы объявим эти хорошие • -чества своими собственными, нам также будет надо принять и негативные. Узна-зние и принятие нашей тени как части нас самих — важный первый шаг на пути змопознания и целостности. Без нашей тени мы бы остались всего лишь двухмер-ыми существами толщиной с бумагу’, без наполненности, существа и плотности. Расширить наш фокус сознания принятием тени как члена нашей внутренней гемьи, сложно; но в некотором смысле это проще, чем оно звучит. Потому что, %: гда мы познакомимся с этим темным персонажем, мы обнаружим, что большая зсть его мрачности была в основном вызвана тем, что он обитал в темноте нашего . бственного бессознательного. По мере того, как мы постепенно позволим ему йти на свет, мы начнем обнаруживать, что даже его наиболее раздражающие ■ лчества кажутся менее темными, и их бремя менее трудно выносить. В идеале, • гда (и если) наше солнце когда-нибудь достигнет своего полного зенита, мы .можем вобрать в самих себя так много этих теневых аспектов, что, как ребенок з гаду Стивенсона, мы сможем сказать о нашей тени: «её вообще нет». Но в насто-■ ^ее время (что в переводе значит в течение всей жизни) тень будет присутство-• зть где-нибудь, потому что по мере того, как энергии, изначально призванные .: противляться тени, постепенно будут становиться доступными для более твор-еского использования, мы найдем смелость и силу, чтобы посмотреть глубже и . бже в нашу собственную темноту, чтобы найти еще более теневые фигуры. Т.к. теневые фигуры могут принимать многие облики, надевать разные маски, ‘ рьба с ними — вечный бой. Только мы признаем и примем один аспект, отра–енный в личности нашего знакомого, как он снова выскочит в новой форме, перь это будет уже не старый друг по соседству, а новый друг через дорогу. – которого нас бросает в дрожь. И снова и снова мы оказываемся околдованы, а гипнотизированы, одержимы. Но на этот раз мы будем более осмотрительны. Прежде чем позволить себе соблазниться, заманиться, прежде, чем заманить себя в ‘тсплодные круги циркулярного мышления, волнения, раздражения и проявления •моций, мы должны вспомнить, что необходимо столкнуться с нашим внутренним ‘.’згом и убедить его перестать играть его дьявольские шутки. Если мы подойдем, ‘ратимся к нему твердо, но учтиво, он даже может помочь нам вернуть ту часть : -ас, которая как-то переехала через дорогу. К счастью, нам никогда не придётся принимать Дьявола как нашу личную тень, и ■•ы никогда не будем проецировать весь его потенциал на своих соседей. В то время • зк наш сосед вполне может воплощать личную тень. Дьявол представляет нам то, что – нг назвал каглективной тенью, что означает теневую фигуру, настолько огромную 57 и всеобъемлющую, что она может быть выдержана только коллективно всем человечеством. Ни высшая творческая сила Мага, ни низшая сила разрушения Дьявола не принадлежат нам лично. Оба этих персонажа — архетипические фигуры, представля-юшие инстинктивные тенденции, чья полная мощь выше и вне пределов нашего пости- । жения. Но. тем не менее, каждый из нас в самом деле обладает некоторым магическим сознанием и. до той степени, до которой у нас есть эта сила мы остаемся жертвой этого дьявольского искушения злоупотребить ей. Чтобы сопротивляться этому искушению, требуется высокий уровень самодисциплины и знания себя. Шекспир понимал эту проблему. В «Буре» он воплощает и проблему, и ее решение с истинным поэтическим пониманием. В ней Просперо, герцог, лишенный своего королевства из-за махинаций бывших друзей, удаляется на необитаемый остров, где изучает магические искусства и сочиняет план мести тем. кто предал его. Благодаря своей магии, он освобождает дух Ариэль, давно уже удерживаемый в плену в стволе дерева злой ведьмой. Но Просперо, в свою очередь, берет Ариэля в рабство, заставляя этот добрый дух служить его собственным черным целям, в числе которых вызывание рокового шторма, приведшего к кораблекрушению и смерти предавших его. Позже, благодаря хорошему влиянию Ариэля, Просперо добровольно оставляет свой мстительный план, мирится со своими врагами и освобождает Ариэля и других, кого он поработил своей черной магией. В развязке он навсегда отказывается от этого вида магии, покидает остров, на котором он царствовал, и возвращается на материк \ коллективного человечества, где он обещает жить своей жизнью и использовать свои ) творческие дары более человечным и сознательным способом. Просперо, обособленный в своем .магическом мире — великолепный пример । архетипического Мага. Никто из нас не является подобным Магом. Мы не можем вызвать по желанию шторм, буквально говоря, освободить воздушных духов, заключенных в материи, и заставить их сотрудничать. Но с помощью чудесной магии современной науки наш Просперо расщепил атом, освободив духи сильнее, чем любой шторм. Мы уже видели, как этой энергией отвратительно злоупотребляли, и мы осознаем, что силы, которые потенциально могут быть еще более ужасными. способны вырваться в мир. Никто из нас не несет индивидуальную ответственность за магию науки и за ужасы ее неправильного использования. Но все мы коллективно должны нести это бремя. Если мы не сможем избавить наш добрый дух от его нынешнего рабства к нашему материализму, жадности и мести, мы. несомненно, будем уничтожены нашей собственной черной магией. Пока мы не сможем освободить наш добрый дух от его наличных оков нашего материализма, жадности и мести, мы точно будем разрушены нашей собственной черной магией. В одиннадцатый час мы должны каким-то образом помочь нашему Просперо найти свой путь на материк общей реальности. ‘ Большинство из нас чувствуют себя беспомощными в этой ситуации. И, вероятно. средний человек может очень мало непосредственно сделать, чтобы произвести изменение наверху. Мы реально маленькие капли в очень большом ведре. Но. к счастью, есть прямая связь между прозрачностью и чистотой каждой из этих небольших капель и качеством коллективных вод в целом. Когда бы мы в наших личных жизнях ни отказывались от удобной магии одной маленькой черной проекции, или когда бы мы ни бросали яростное искушение отомстить, мировое сознание проясняется и темная тень, нависшая над нашей планетой, светлеет. Когда 1 . \ . х Г ’Х- /Г X» f Библиотека книг по магии/эзоТерике/саморазвитию бы мы, как Питер Пэн. ни находили время, чтобы вернуть и надежно пришить свою Тень к нашим крохотным сущностям, мы сделаем даже больше, чем мы можем себе представить возможным, чтобы заштопать горести мира. Причина этого — и этот момент является решающим — заключается в том. что соответствие между внутренним и внешним больше не может считаться просто аналогией: теперь оно стало доказанным, научным фактом. Эта связь между духом и материей, интуитивно понятая алхимиками, мистиками и поэтами многих культур, и выраженная неопределенным и метафорическим образом, теперь обнаружена учеными как гораздо более актуальная и непосредственная связь, чем это прежде предполагалось. Алхимическая идея о том, что наш внутренний Маг — это • дух. создающий мир», была представлена разнообразными способами как нечто большее, чем просто поэтическая истина. Вероятно, самым известным доказательством того, что мы на самом деле создаем объективный мир, являются научные эксперименты, проводимые со светом. В них было убедительно доказано, что, оказываясь в двух различных тщательно контролируемых условиях эксперимента (каждый одинаково валиден), природа света, как было обнаружено, с одной стороны, была «волнами*, а с другой — ■ корпускулами*. И, несмотря на все последующие попытки, эти два диаметрально противоположных научных факта отказываются примиряться. ‘Настоящий* свет не встанет и не познакомится с нами. Конечная сущность природы остается скрытой. По словам ученых, Природа никогда не раскроет себя. Погрешность, как они объясняют, не в наших инструментах для наблюдения за внешней реальностью, созданных человеком, а в наших человеческих «самостях* — в ограничениях нашего сенсорного аппарата. Никакой изобретенный инструмент, каким бы утонченным и совершенным он ни был, никогда не сможет предложить нам беспрепятственный взгляд на мир «где-то там*. Наверное, мы навеки обречены воспринимать природу света и как «волны», и как «корпускулы*, при чем и то. и это мгновенно создаются не «где-то там*, а «здесь», внутри наших психологических самостей. Именно мы сами «создаем» мир. Природа остается и будет оставаться тайной. Сейчас кажется очевидным, что реальность психики — одна реальность — единственная реальность. Давным-давно дзеновский монах выразил это следующим образом: «Этот изменчивый мир — всего лишь иллюзия. Это приходящий дым». Сэр Артур Эддингтон, астрофизик, посвятив свою жизнь исследованию так называемой внешней реальности, подвел итог своим открытиям примерно такими словами: • Нечто где-то там — мы не знаем, что — делает нечто, мы незнаем что.» Итак мы застряли в одном мире, который мы иногда воспринимаем как • внешний», а иногда как «внутренний». То, что соответствие между этими двумя сторонами одной реальности должно быть раскрыто как научно и математически точное, теперь кажется менее неожиданным, чем прежде. Но двойственность нашего интеллекта настолько глубоко укоренена в нашем сознании, что эти откровения по-прежнему кажутся волшебными. Например, тот факт, что физики могут постулировать и точно описывать потенциальный новый элемент, который в дальнейшем на самом деле обнаруживается во внешней природе. Или что математики (совершенно независимо от астрономических наблюдений) сумели разработать законы планетарных орбит с такой точностью, что впоследствии их формулы оказались точно совпадающими с тем, как эти планеты ведут себя в природе. 59 В работе «Миф о Смысле* Аниэла Яффе делает комментарий о том чудесном способе, которым эти независимые математические вычисления настолько точнс совпадают с научным фактом. «Они кажутся невероятно поразительными, -говорит она, — и могут быть удовлетворительно объяснены только допущением «независимого объективного порядка», который «запечатлен» и в человеке, и е природе, или в человеческом мышлении, и в космосе*. Как если бы на психоидном уровне архетипические схемы внутреннего мира точно соответствовали бы тем. что существуют во внешней реальности. Большинство из нас может привести поражающие примеры, когда внутренний рисунок внезапно волшебным образом соответствовал внешнему, где между этими двумя событиями невозможно было обнаружить причинно-следственную связь. У многих из насесть воспоминания, примеры различных совладений внутренних предчувствий и внешних событий. В этих ситуациях внутренний образ внезапно материализуется во внешней реальности, как если бы мы наколдовали его. Например, нас преследует настойчивое воспоминание о друге детства, о котором мы не слышали лет двадцать. А потом внезапно, ни с того, ни с сего, нам совершенно неожиданно пишет, звонит по телефону или приходит этот друг. Синхроничность — термин, который использовал Юнг для обозначения такого рода совпадений между внутренними состояниями и внешними событиями. Яффе далее разъясняет, тот смысл, который вносил Юнг, следующим образом: Под «синхронистичными явлениями* Юнг имел в виду значимое совпадение психического и физического события, которые не могут быть причинно связаны друг с другом и которые разделены в пространстве или времени {например, сон. который сбывается, и предсказанное им событие). Такие совпадения возникают из-за того, что пространство, время и причинность, которые для нашего сознания являются дискретными детерминантами событий, становятся релятивизированными или упраздненными в бессознательном, как это было статистически показано экспериментами ESP Дж. Райна. Сознание разбивается на процессы, которые все еще едины в бессознательном, тем самым растворяя или запутывая изначальную взаимосвязь событий в «одном мире*. Сннхронистичные явления подобны вторжению этого трансцендентного единого мира в мир сознания. Они всегда непредсказуемы и иррегулярны, потому что не основаны на причинности, и они вызывают удивление или страх, потому что они превращают в бессмыслицу наши привычные категории мышления. Парадоксальное единство бытия, раскрываемое ими, было установлено Юнгом с unus mundus Дорна. Конечно же. это наш внутренний Маг ответственен за эти волшебные вторжения унитарного, единого мира в наш повседневный мир пространства и времени, причины и следствия. Чтобы понаблюдать, как это работает, представьте, что мы сидим (ч то. вероятно, вы и делаете) и читаем эту книгу. В соответствии с «нормальным» ходом вещей, мы бы ожидали познакомиться с рядом Старших Арканов страница за страницей, изучая карты в цифровой последовательности, как и указано. Просматривая их таким образом последовательно в пространстве-времени, мы ожидаем увидеть, как каждая 1 Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию ‘ карта развивается из предшествующей ей: как первая карта, в некотором смысле, приводит к появлению второй и т. д. Согласно линейному мышлению, к которому мы уже привыкли, мы бы ожидали увидеть карту двадцать один, Мир, только в конце этой книги. «Со временем», как говорится, мы «пропутешествуем* по ряду Старших Арканов, прибыв в конечном счете к последней карте, которая изображает единый мир, алхимический units mundus, существующий за пределами пространства и времени. Но предположим, что сейчас, когда мы подумали об этом, наша книга ни с того ни с сего упала бы на лол вверх и открылась на той самой странице, где изображен Мир. Вероятно, мы все согласились бы с тем. что это соответствие между внутренней мыслью и внешним событием было чудесным совпадением, превосходящим логические категории пространства и времени и причины и следствия. Предлагая нам такой неожиданный взгляд на трансцендентный мир. наш внутренний Маг временно эасшатал бы наш механистический ход мысли и предложил бы нам нуминозное переживание непреходящего Одного, за пределами всех категорий, созданных человеком. В то время как наш Трикстер мешает порядок наших карт, мы можем услышать, как он говорит с улыбкой: «Понимаешь, все было здесь все время. Только из-за того, что твой фокус сознания настолько узок, ты переживаешь, испытываешь события последовательно, одно за другим. Пойдем! Посмотри еще раз на мир сквозь большие круглые глаза моих волшебных очков!» Когда бы синхронистичное событие ни проявило себя в наш самодовольный, упорядоченный мир, оно потрясает нас до глубины и заставляет нас посмотреть на мир большими круглыми глазами в поисках его возможного смысла. В своей первопроходческой работе в этой области Юнг изначально определил синхроничность как значимое совпадение. Но позже более объективное понятие акаузальной упорядоченности сменило эту мысль о пред-существующем смысле. Архетип в коллективном бессознательном рассматривается как упорядочивающий фактор; смысл — это то качество, которое человек должен создать для самого себя. Яффе продолжает описывать это следующим образом: Опыт показывает, что синхронкстичные явления чаще всего случаются вблизи архетипических событий, таких как смерть, смертельная опасность, катастрофы. кризисы, перевороты и пр. Можно сказать, что в неожиданном параллелизме психических и физических событий, которые характеризуют эти явления, парадоксальный, психоидный архетип «упорядочил* себя: здесь он появляется как психический образ, там — как физический, материальный, внешний факт. Поскольку мы знаем, что сознательный процесс состоит в восприятии противоположностей. которые проливают свет друг на друга, синхронистическое явление может быть понято как необычный путь осознания архетипа, Когда я впервые начала работать с картами Таро, синхронии, связанные со Старшими Арканами начали происходить все чаще. Одно из самых поразительных положений, достаточно закономерно, касалось Мага. В конечном итоге это событие заставило меня взглянуть на мир — и на себя — новыми глазами. Но сначала я не связывала это с идеей, высказанной Яффе о том. что такое явление «может быть понято как необычный способ осознания архетипа». Мне потребовалось несколько лет, чтобы найти ключи к его скрытому смыслу. Этот случай относится к снимку скульптуры Родена «Рука Бога» (рис. 15). Я одолжила копию этого снимка для изучения и очень хотела, чтобы у меня была своя собственная. Мне казалось, что рука, представленная здесь, создала чудесно настоящими андрогинные качества Творца. Она выражала маскулинную силу и поддержку отца в сочетании с похожим на матку укрытием и мягкостью матери. Мне нравится то. как эти два полюса творения, ян и инь. были показаны частью Изначального Одного, и снова отраженными в объятиях Адама и Евы. Будучи женщиной, я особенно подметила тот факт, что Ева напрямую связана с Творцом через свой личный контакт, а не через Адама как его ребро или имущество. Я была тронута тем, что рука Вседержителя и две человеческие фигуры казались вовлеченными в процесс вместе. С этими эмоциями в моем сердце я начала искать снимок этой скульптуры Родена, но не могла ее найти. Однажды, ожидая подругу в ее гостиной, я случайно вытащила один журнал из стопки на нижней полке стола. Журнал раскрылся на фотографии «Рука Бога» Родена. Разумеется, я была поражена, и быстро посмотрела на обложку, чтобы увидеть, какой из современных журналов я выбрала так наугад. К моему глубокому изум лению я обнаружила, что журнал, который я держала, уже давно вышел из тиража; сам этот номер был выпушен более десяти лет назад! Он назывался «Мудрость», январь 1957 года. То. что маг выбрал «Мудрость» в роли своего транспорта, казалось наиболее подходящим. Таким же был и волшебный способ, каким он жонглировал временем, чтобы этот журнал оказался ожидающим там меня после стольких лет. Я чувствовала, что здесь есть что-то, помимо чистой случайности. Я не верила, что мое желание этого снимка привело к его появлению, но я точно верила, что это у синхронистического события должно быть особое послание для меня. Несомненно, синхронистические события происходят гораздо чаще, чем мы замечаем, и, несомненно, все были бы достойны внимания, если бы мы могли просто научиться быть более чуткими. К счастью для меня, чудесное появление снимка Родена не могло улизнуть от моего внимания или оказаться похороненным в мелочах последующих дней и недель. Я чувствовала, что «Рука Бога» предложила мне драгоценное понимание, но я оказалась в растерянности, разгадывая его послание. Мне потребовалось более года sturm und drang (бури и натиска нем.), суда и ошибок, прежде чем я смогла соединиться с личным значением этого опыта. Но. как это обычно бывает с этими чудесными событиями, усилия, требующиеся для того, чтобы настроиться на их особый смысл, награждаются. Поскольку синхронистичные события являются одним из способов, которыми наш внутренний Маг может лучше всего общаться с нами, важно научиться расшифровывать его скрытый язык. Как можно раскодировать синхронистическое событие, чтобы определить его смысл? Каждый из нас должен найти свой собственный способ делать это. Я делюсь здесь некоторыми эпизодами из своего личного опыта, надеясь, что некоторые из техник, которые при этом возникли, будут полезны другим. Благодаря этим событиям. я узнала многое о пользе магии (и злоупотреблении ею). Когда я впервые начала писать о картах Гаро, случилось несколько происшествий, таких как только что описанное, где необходимый снимок или часть информации были получены «волшебным» образом. Сначала я была так взволнована внешними составляющими каждого события и настолько околдована их чудесным появлением, что я полностью упускала их более глубокие значения. Я считала, что Библиотека книг по магии/эзОТерике/саморазвитию ■акие события просто указывают на то, что мне суждено было иметь изображение •ли нужную информацию. Я считала, что жизнь должно быть говорила «да» моему желанию написать эту книгу. Эти выводы не были необоснованными, но проблема включалась в том, что они удерживали более личные эмоциональные последствия -зких событий на почтительном расстоянии. В результате я оказалась очарована внешней магией этих событий, вместо того чтобы двигаться к эмоциональной :зязи с их возможным смыслом. По мере того, как эти синхронии стали появляться гее чаще, я все больше и больше очаровывалась ими. Вскоре я развила довольно звышенное представление о своих собственных магических качествах. Я начала воображать, что у меня должно быть необычайно притягивающие (во всех смыслах •того слова) силы. В моей голове грохотали определенные клише, соответствующие этому состоянию разума: «Я должна жить правильно», «Я в Тао» и т. д. У меня -очно не было представления о том, что Всемогущий был моим вторым пилотом. -:о я начинала чувствовать себя довольно ценной и особенной. К счастью, до того, как я полностью взмыла в стратосферу, я наткнулась на гледующее своевременное предупреждение Юнга: Чудеса обращаются только к пониманию тех, кто не может постигнуть их смысл. Они являются простыми заменителями непонятой реальности духа. Это не означает, что живое присутствие духа не сопровождается иногда чудесными физическими событиями. Я только хочу подчеркнуть, что эти события не могут ни заменить, ни породить понимание духа, что является одной самой главной вещью. Я начала понимать, как огромная зачарованность парапсихологическими собы–иями, так обильно существующая в нашей культуре, могла на самом деле превра-титься в «простую подмену для непонятой реальности духа», и я увидела, что я тоже забыла использовать эти синхронии как мосты для самопонимания. Тогда было бы более практичным обуздать мою склонность хлопать крыльями и вопить о моих чудесных синхроничностях» и превращать эту энергию в направлении исследования возможного смысла этих событий для меня. При условии (думала я), что мне вероятно, «суждено* иметь изображения и другую информацию о Таро, почему (я стала задумываться) некоторые из этих зещей попадают мне в руки волшебным образом, в то время как остальные нужно искать обычными способами? Я пришла к выводу, что те вещи, которые просто -оявлялись в ответ на мое желание, должны исполнять более глубокое и более личное желание, чем явная потребность в самом снимке. Применив это понимание непосредственно к чудесному появлению «Руки Бога» Родена, я начала задавать -акие вопросы: «Какую нехватку (или непризнанный потенциал) в моей жизни представляет эта картина? Где я хочу, чтобы рука Бога прикоснулась в моей повседневной жизни?» Естественно, ответы на эти вопросы настолько личные, что ими невозможно делиться с другими. Хотя этот случай произошел несколько лет назад, я пишу об этом здесь в настоящем времени, поскольку уровни его скрытого смысла продолжают раскрываться. Я обнаруживаю, что по мере того, как я становлюсь менее одурманенной «волшебством» этих синхроний, я становлюсь более свободной, чтобы устанавливать связь 63 с теми инсайтами, которые они могут предложить. Другими словами, как с фигурой «Моисей, Иссекающий Воду», когда на картине есть «жажда людей», Маг не может быть центральным. Вместе они создают чудесное событие, которое превосходит обоих, но в то же время крепко стоит ногами на твердой земле человеческой реальности. По мнению Юнга, появление синхроничностей означает, что активировалась архетипическая сила. Т.к. Старшие Арканы Таро символизируют такие силы, понятно, что они будут стимулировать такого рода события. Если вы ведете тетрадь для записей по Таро, было бы полезно записывать такого рода опыты, когда они происходят. Вот несколько возможных способов для использования скрытого смысла этих чудесных событий. Без сомнения вы обнаружите и многие другие. Один из таких способов начать — задавать такого рода вопросы, предложенные ниже: Что во мне требовало, чтобы это произошло? Какую нехватку (или потенциал) во мне это представляет? Вы можете захотеть записать все ответы, которые приходят на ум. Попытайтесь ухватить словами суть людей или объектов, включенных в эту синхроничность. Пусть ваша ручка блуждает там, где захочет: вирши, свободный стих или полнейшая ерунда. Попробуйте рисовать или случайно рисовать любые формы или фигуры, которые появляются на вашем внутреннем экране. Художественное достижение, важно понимать, не является предметом этого упражнения. Если у вас «нетталанта», тем лучше, потому что вас не соблазнит перфекционизм, и вы можете беззаботно наслаждаться игрой со своими чувствами. Временами ни один из вышеуказанных подходов не подходит синхронистично.му событию. В этом случае иногда можно получить это сообщение ретроспективно, просто наблюдая за тем, что произошло (если произошло) на самом деле после синхронистичного события. Еще раз приведу пример из личного опыта. Это произошло много лет назад в Цюрихе, куда я приехала для личного анализа и обучения. В тот день мой Маг был в одном из своих самых каверзных расположений духа, потому что он каким-то образом умудрился запереть меня внутри моей квартиры прямо в тот момент, когда я должна была отправиться на встречу с моим аналитиком. Когда на следующей неделе я рассказала об этом странном стечении обстоятельств своему терапевту, я ожидала в ответ своего рода глубокий разговор о смысле синхронии. Вместо этого доктор громко рассмеялся. Когда он смог снова говорить, он задал важный вопрос: «Что вы сделали со ‘своим временем вместо этого?» Детальный анализ того, что я сделала с этим часом «вместо», оказался настолько полезным, что двадцать лет спустя я все еще считаю это маленькое происшествие как одно из самых значимых событий в моей жизни, потому что оно незабываемым образом запечатлело. как я реагировала на фрустрацию. Вместо того чтобы принять неизбежное и использовать потерянный час творчески, я растратила его на бесполезные попытки перехитрить судьбу. Когда все ухищрения вырваться из моей тюрьмы с помощью внешних средств, провалились, я сбежала психологически, прилично напившись. Поскольку Маг — художник, а не диктатор, он просит, чтобы мы помнили об осторожности. Следуя любым предложениям, представленным здесь, не забывайте придерживаться легкого касания и игривого настроения. Принятие смысла синхроннстичных событий не задумано как рабочий проект. Скорее, предлагаемая атмосфера — это атмосфера исследования. Все вопросы и техники, изложенные в этой книге, задумывались как поэтические и наводящие на размышления, а не дидактические и директивные. Отношение к чудесному событию как к работе или к домашнему заданию может Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию привести только к тому, что то самое эмоциональное содержание, которое мы ищем, будет похоронено. Мы могли бы лучше размышлять о смысле синхроничных событий, когда мы занимаемся о нашими повседневными делами. Самые потрясающие «Ага», как правило, возникают, когда мы принимаем душ или моем посуду. Синхронии — это естественные явления. Нет никаких доказательств того, что тни созданы судьбой, чтобы человечество выучило моральные уроки. Как фрукты и цветы, они являются продуктами природы. Они сами по себе растут в нашем саду, жидая обнаружения. Они появляются для нашего питания и наслаждения. Многие синхронистичные события связаны с внутренними образами, которые чудесно материализуются во внешнем мире. Все образы, как правило, материализуются именно так: это их природа — искать выражение во внешней реальности. Как «Раб» Микеланджело, видения стремятся родиться, борясь с нашей летаргией и безразличием, чтобы освободить себя из бессознательного. Зная это. мы иногда используем образы совершенно сознательно — например, считая овец, чтобы вызвать сон, или визуализируя спокойную сцену или мандалу, чтобы успокоиться, когда мы находимся в недоумении. Все большее число людей выделяет каждый день время, когда они пытаются заселить подходящие образы в бессознательное посред-:твом самогипноза или других техник. Но такие процедуры имеют ограниченную ценность. Бессознательное по определению бессознательно. Невозможно управлять его процессами силой воли. Более полезной техникой могло бы быть простое наблюдение своих внутренних мыслей, чувств и образов — позволить появляться любым картинкам, спонтанно всплыть на внутреннем экране. Потрясение от наблюдения за -ем, кем мы являемся на самом деле внутри, уже приведет к изменению. Внутренний Маг может помочь нам лучше осознавать образы силы, мести, вожделения или чего бы то ни было, что на самом деле существует в нас: так что мы смогли бы противостоять этим аспектам с более сознательной точки зрения. Маг также может помочь нам обнаружить и вывести в реальность наши творческие образы воображения. В этом смысле сознание и бессознательное будут связаны осмысленным образом. Старая алхимическая максима гласит: «То, о чем грезит душа, происходит только в уме. но то. о чем грезит Бог, происходит в реальности». Когда Унитарный мир прорывается в наше сознание, возможно, мы улавливаем проблеск мира, каким грезил Бог. Как же тогда нам рассматривать нашего Мага Таро в юнгианской терминологии? Является ли он эго-сознанием, которое создает иллюзии, или самосознанием, ■ второе рассеивает их? Он — воля человека или намерение Бога? Ответ — и то. и -о. т.к. с помощью сознания мы вовлекаемся в мир вещей и категорий, с помощью сознания мы высвобождаемся из его путаницы. Маг создает лабиринт и направляет час через него. В этом смысле, человека можно рассматривать и как спасителя, иску-лтеля, и как того, кого надо спасать. В случае с Дураком, эго и Самость были тесно . бъединены, потому что именно из Самости развивается эго. Если Дурак символизи-эует «самость как бессознательный прообраз эго», то Мага можно рассматривать как воплощение более сознательного соединяющего звена между эго и Самостью. Называя его «этим непрошенным гостем*. Алан МакГлашан приравнивает Мага к центральному персонажу наших снов. Сновидцу, который и испытывающий, перевивающий субъект, и наблюдаемый объект сновидений, «призрачный гид» царства бессознательного. МакГлашан говорит об этом Сновидце так: 65 … Подобно таинственному Жонглеру Колоды Таро. Сновидец постоянно делает как бы невозможное, опрокидывая наши торжественные основные принципы рождения и смерти, управляя пространством и временем с захватывающей наглостью, катаясь верхом на всех наших самых бесценных и надежных убеждениях. Мы знаем, что сны на самом деле сбываются. Несчетными способами мы «выдумываем» мир. в котором мы живем, наши личности и наши цели — все в соответствии с нашими внутренними образами. Некоторые образы появляются во время дневных грез, когда мы бодрствуем, когда двигатель нашего сознательного разума работает на холостом ходу. Их легко поймать. Но архетипические образы, которые появляются в снах, когда наш сознательный разум полностью выключен, возникают из более глубоких уровней психики, и их тяжелее запоминать. И здесь снова Маг может помочь нам, обучая нас фокусу, трюку вхождения в его мир сновидений. Первый шаг. конечно, запоминать наши сны. Для тех, кто «не видит снов», полезно заменить эту негативную мысль оптимистичным ожиданием. Многие невидящие снов считают, что хранение карандаша и бумаги около постели обычно устанавливает связь между дневным сознанием и миром снов. Бумага может оставаться пустой в течение нескольких дней — или дольше — но если вы спокойно лежите, проснувшись, с закрытыми глазами, в итоге обрывок сна прошлой ночи всплывет на вашем внутреннем экране. Может быть, сначала вы выхватите только одну фразу или расплывчатую картинку. Тем не менее, запишите это. Часто это само по себе породит другие образы или даже целую драму. Очень важно сразу записать все, потому что сны легко забываются. Т.к. эти образы снов в самом деле играют огромную роль в формировании наших жизней, нам следует познакомиться с ними. Это то, чему и посвящена вся эта книга. 22 Старших Аркана изображают архетипических героев и ситуации. Знакомясь с этими персонажами Таро, мы научимся узнавать их. когда они появляются в наших снах. Отведение внимания нашим снам — даже если мы ничего никогда не делали с ними — будет иметь влияние на наши жизни. По мере того, как мы разворачиваемся к бессознательному, бессознательное будет разворачиваться к нам. Персонажи наших сновидений, как наши друзья и родственники, требуют серьезного отношения к себе. Им нравится чувствовать, что мы интересуемся ими и их действиями — что мы увлечены вместе с ними. Маг помогает нам включиться в мир снов. В то время как Дурак слоняется туда-сюда по нашему миру случайно. Маг встает лицом к лицу с нами. Дурак может принести нам казалось бы несбыточные мечты, но Маг подхватит их и разложит на столе для рассмотрения. Именно он помогает нам воплощать наши мечты, делать реальными сны. Все мы разделяем волшебную силу Мага. Наша — в потенциале к освещению и представлению еще не придуманного. Также наша — в деструктивной силе гигантских размеров. Мы можем взорвать нашу планету, мы можем похоронить ее и себя под тяжестью миллиардов пластиковых устройств; или мы можем заботиться и защищать нашу природную среду и человечество. Выбор наш. Возможно, до той степени, до которой наш внутренний Маг дает нам осознавать наши сны. нашим ночным кошмарам не дано будет становиться реальностью. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию