ИМПЕРАТОР: ОТЕЦ ЦИВИЛИЗАЦИИ Один становится двумя, два становится тремя и из трех образуется один как четвертый. Мария Профетисса Вот Император. Старший Аркан под номером четыре (Рис. 31). Его можно рассматривать как активный, маскулинный принцип, пришедший, чтобы принести порядок в сад Императрицы, который, если его оставить расти самого по себе, может превратиться в джунгли. Он создаст пространство, чтобы человек мог стоять, выпрямившись, создаст направления для связи друг с другом и обмена мнениями, будет наблюдать за строительством домов, деревень и городов. Он будет защищать свою империю от нашествий и враждебной природы и варваров. Короче, он будет создавать, вдохновлять и защищать цивилизацию. До этого момента мы имели дело с примитивным миром бессознательной природы, сейчас мы входим в цивилизованный мир сознательного человека. С прибытием Императора мы покидаем невербальное, матриархальное царство Императрицы с его автоматическими циклами рождения, роста и увядания. Здесь начинается патриархальный мир творческого слова, которое вводит маскулинное господство духа над материей. Этот правитель — воплощение Логоса, или рацио- Рис. 31 нального принципа, являющегося одной из сторон архетипа Отца. Он контролирует наши мысли и энергии, соединяя их с реальностью на практике. Хотя, как и Императрица, он представляет архетипическую силу. Император, очевидно, более человечен и тем самым более достелен сознанию, чем она, т. к. он не изваяние, в ригидной позе сидящее на троне над человеческой толпой. Напротив. 89 он сидит беспечна и расслаблено, нога на ногу, бесстрашно предлагая нам вид в профиль своей левой, бессознательной стороны. Только правитель, находящийся при власти, может позволить себе выставлять себя таким образом. То, что его царство — это царство мира и спокойствия, не боящееся ни атак снаружи, ни предательства изнутри, указывается тем фактом, что этот правитель не держит никаких доспехов и никакого меча. Его щит. украшенный золотым орлом, больше не требуется для защиты. Он показан здесь как эмблема, символизирующая его связь с небесными силами, его правление по божественному праву. Ему нечего бояться ни со стороны человека или зверя, ни со стороны выше существующих богов. Император показывает себя неформально сидящим на твердой поверхности поля действий, указывая на то. что вместо того, чтобы действовать, как бог, за спиной (бессознательно), он практический вождь, связанный открыто и глубоко с человечеством и его активностями. В поддержку этой идеи он носит свой полевой шлем, практичная прическа изящнее и индивидуальнее. чем строгая корона, которую носит Императрица. Элегантные линии его шлема повторяются в узоре на его королевском троне и его щите, рисунок которого более разработан и менее строг, чем у Императрицы. Очевидно, что империя, созданная этим правителем, является оплотом одной из высоких культур, и равно очевидно, что так было не всегда. Обратите внимание на размер и силу руки, в которой он держит свой скипетр, в сравнении с которым его рука кажется уменьшенной и женственной. Без сомнения, рука для шпаги этого старого солдата окрепла во многих боях. Его королевство было трудно завоевать. Борьба человека за сознание включает в себя почти сверхчеловеческие подвиги силы. т. к. Мать Природа ревностно охраняет свое королевство. В матриархальных культурах королевское правопреемство шло через женскую линию. Таким образом, новым королем был тот, кто покорил и завоевал принцессу. Часто именно он был в ответе за смерть старого короля. Исторически, и в наших личных биографиях, этот переход от матриархальной фазы к патриархальной эре всегда сложен. Оставить любящий, защищенный и питающий мир детства, встать лицом перед воздействием и ответственностями взрослого возраста, ужасная, громадная задача. Общественная жизнь — необходимый промежуточный шаг между бессознательной идентификацией со всей природой, переживаемой в детстве, и более сознательной и индивидуальной позицией взрослой жизни. Во время этой промежуточной стадии, в идеале, человеку необходимо почувствовать себя членом расширяющейся группы (семья, клан, страна, нация), во главе которой стоит могущественная и авторитетная фигура. Изображенный здесь Император кажется идеальным представителем такой фигуры, т.к. он выходит за пределы просто личного отца или даже лидера гомогенного клана или страны, т.к. империя часто включает в себя различные народы и края. Несмотря на свою уверенность в своем собственном королевстве. Император все еще сохраняет связь с матриархальным миром Императрицы, т.к. он изображен смотрящим назад, в ее сторону. Королевская пара также связана посредством двух орлов, украшающих гербы на их соответственных щитах. Эти две птицы не только смотрят друг на друга, но и каждая из этих птиц изображена взмывающей к небесам, таким образом, символизируя далеко видящий маскулинный дух ее супруга, птица Императора так стилизовано нарисована, что ее крылья повторяют форму кажущихся « крыльев ангела», созданных формой трона Императрицы. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Уильям Блейк сказал: «Когда вы видите орла, вы видите удел гения; поднимите свою Голову!» Насколько бы Императорский золотой орел ни соединял его с небесным духом и ни вдохновлял его на божественное правление. ему следует всегда помнить, что орел также и хищная птица. Здесь изображена теневая сторона золотого орла Императора (Рис. 32). Это создание индейцев-эскимосов показывает орла ненасытной хищной птицей, безжалостной и жестокой. Это подходящий символ для помешанного на власти правителя, который часто захватывает царей и других авторитетных лиц, когда золотой идеал «божественного права», запятнанный и разъеденный, превращается в «могущество эго». К счастью, есть основания полагать, что император Таро не падет жертвой архетипической тени орла. Его число четыре предполагает, что перспектива этого правителя не ограничена тоннельным видением и включает все четыре измерения жизни. Число четыре символично целостности. Оно означает нашу ориентацию на человеческом измерении. Его геометрический эквивалент, квадрат, представляет собой закон и порядок, наложенные на хаотический беспорядок Матери-Природы. Четыре направления компаса помогают нам не чувствовать себя потерянными в неисследованных районах. Четыре стены комнаты дают нам чувство безопасного, надежного удерживающего пространства, что помогает нам концентрировать наши энергии и точно определяет наше внимание рациональным, человеческим способом. Прямоугольные окна домов служат для уменьшения широкой панорамы природы до человеческих размеров, так, чтобы ее сущность и детали могли быть более легко охвачены человеческим глазом и мозгом. Сходным образом, направляющий дух Императора помогает нам изучать реалии нашей человеческой природы и относиться к ним сознательным и творческим образом, талант, который является специфически человеческим. Императорское число четыре возвращает нас в реальность многими способами. Три измерения времени (прошлое, настоящее и будущее) являются простыми абстракциями, пока мы их не разместим их в пространстве. Так же и события в 3-размерном пространстве не становятся конкретными, пока мы не определим их точное положение во времени. Чтобы стать цивилизованным человеком требуется разместить себя в пространстве и во времени. Император приносит постоянство, стабильность и перспективу. Он выполняет роль представителя государства. Он представляет принцип, от которого зависит плодородие и благосостояние королевства. Если ему причинена боль, страдает все общество. Важно отметить, что в легенде об Опустошенной Земле именно рана Короля Рыбака привела к бесплодию и непродуктивности страны. 91 На этой стадии культурного развития структура земного царства или государства зеркально отражает воображаемую структуру космоса. Называя эту фазу в развитии цивилизации «архаическая эра воплощенного мифа*. Джон Перри обсуждает это далее в «Далекой Стороне Безумия*: «В эту короткую эпоху мир человека и мифический мир рассматривались как отражения друг друга, и правительство общества считалось созданным по образу порядка космоса. Мифический мир был воплощен в социальных формах, а городское царство было образном космоса на человеческом уровне. В нем царь во главе своего царства был аналогом царствующего бога в божественном царстве: каждый был теперь «Царем Вселенной* или «Властелином Четырех Сторон Света*. Как продолжает Перри, именно с этого момента в истории человека началась первая дифференциация мифических богов. Он разъясняет это следующим образом: Они вышли на сцену в качестве функции дифференциации самой культуры, которая, в свою очередь, была выражением дифференциации психики. Мы можем только предположить, что создание культуры в то же время является созданием психики, что творческая работа по структурированию одной, равносильна той же работе над другой. И на небесном, и на земном уровнях число четыре играет решающую роль как упорядочивающий фактор. Вот только неполный список некоторых из огромного количества четверок, упорядочивающих наши мысли: • 4 направления компаса • 4 угла (стороны) света • 4 небесных ветра • 4 райских реки • 4 качества (вещества) древних: тепло, сухость, влажность, холод • 4 гумора (темперамента): сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик • 4 евангелиста (Матфей. Марк, Лука, Иоанн) • 4 пророка (Исайя. Иеремия, Иезекиль, Хосеа) • 4 ангела (Михаил. Рафаэль. Гавриил. Фанель) • 4 всадника Апокалипсиса • 4 элемента (земля, воздух, огонь, вода) • 4 алхимических ингредиента (соль. сера, ртуть (mercury), ртуть (azoth)) • 4 времени года • 4 базовых геометрических фигуры (круг, прямая, квадрат, треугольник) • 4 фазы луны • 4 буквы иврита в имени бога (Йод. Хе. Вау. Хе) • 4 базовых действия в арифметике (+. -, ,:) • 4 главные добродетели (справедливость, благоразумие, умеренность, мужество) Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Этот список «четверок, помогающих человеку во все времена направлять свою духовную и физическую жизнь, бесконечен. Четыре — это также число, связанное с созданием человека. Сирийская «Книга Пещеры Сокровищ» рассказывает историю таким образом: И они видели, как Бог выбирает из всей земли одну только пылинку, и выбирает одну только каплю из всего океана, и одно только дуновение ветра из всего воздуха, и немного тепла из природы огня. И ангелы видели, как эти четыре слабых элемента, сухость, влага, холод и тепло, легли на его ладонь. А потом Бог сотворил Адама. Тогда, подводя итоги вышесказанному, число четыре символизирует ориентацию человека на реальность как человека. Одно из наглядных изображений числа четыре — квадрат, символ порядка, возложенного логосом на беспорядочную природу. Но в квадрате элементы все еще отдельны и враждебны друт другу. С числом пять, квинтэссенцией, произойдет дальнейшее развитие в направлении единства, как мы это увидим, когда начнем изучать следующую карту’, Старший Аркан под номером пять. В обсуждаемой карте Таро, ноги Императора так сложены, что они образуют число четыре. Это предполагает, что он не только головой знает, но также понимает более базовым, глубоким образом, ответственность, которую он воплощает как носитель человеческого сознания. Нумерологически у чиста четыре есть необычные и магические характеристики. Оно не только означает конец одного цикла, но оно также и дает толчок для нового. Причина такой двойной валентности в следующем: когда мы последовательно складываем числа от 1 до 4 вместе, мы получаем число 10. которое начинает новый цикл. Как Маг (число 1) предоставляет энергию, которая начинает цикл его творения, так и Император сейчас завершает эту фазу и в то же время запускает новый вид творения — цивилизацию. Как и початок кукурузы, он является результатом всего того, что происходило до этого, но в то же время он — семя совершенно нового роста. Возможно, именно это волшебное качество, заложенное в числе четыре, вдохновило мудрое высказывание Марии Профетиссы о том. что «Одно становится двумя, а два — тремя, и третьему одно — четвёртое». В любом случае, истина ее высказывания очевидна на многих уровнях опыта, потому что психологически на самом деле именно число три приносит с собой четыре и предлагает новый опыт целостности и единства. Это можно продемонстрировать следующим образом. Когда мы развиваем эго-сознание, мы думаем о себе как о единице. Но по мере того, как мы растем в осознании, мы постепенно начинаем понимать, что мы — это двойка — сознание и бессознательное, эго и тень (один, который рано встает, и другой, предпочитающий полежать в кровати). Если мы беремся примирить эти противоположные свои стороны, мы должны обнаружить внутреннего посредника, число три, которое может совмещать этих двоих так, чтобы они могли вместе гармонично работать. Когда это происходит, тогда из трех — через деятельность этого третьего фактора — приходит «один как четвертый», внезапно возникающее чувство целостности, единая личность, которая снова может функционировать как один, но теперь на новом уровне осознания. 93 В юнгианской психологии также число три взращивает четыре, в результате чего возникает новое чувство единства. Юнг заметил, что каждый человек рождается с четырьмя характерными возможностями для постижения сырого опыта и его упорядочивания, для того чтобы взаимодействовать с ним. Он назвал эти четыре потенциала четырьмя функциями, потому что они представляют собой характерные способы функционирования психики. Две функции, с помощью которых мы воспринимаем мир. он назвал ощущением и интуицией. Поскольку они действуют спонтанно, а не рационально, он охарактеризовал их как иррациональные функции. Другие две функции, мышление и чувство, он назвал рациональными функциями, потому что они описывают способы, с помощью которых мы упорядочиваем и оцениваем наш опыт. По мнению Юнга, мы все рождаемся с возможностью развить каждую из этих четырех функций до определенной степени. Но уже в раннем возрасте становится очевидным, что есть одна функция, к которой мы показываем особую склонность. Она называется высшая функция. Потом мы постепенно обнаруживаем, что обладаем некоторым уровнем способностей в двух других областях, так что у нас в конечном счете появляются для пользования, в ограниченном виде, вторая и третья функции. Юнг называл вторую и третью функции вспомогательными функциями, потому что мы можем обратиться к ним. чтобы помочь нашей высшей функции. Но наша четвертая функция всегда остается относительно бессознательной и поэтому не используемой. Юнг назвал ее низшей функцией, потому что она не доступна напрямую для сознательного обучения. Следовательно, качество ее работы остается сомнительным по сравнению с другими тремя функциями. В связи с тем, что мы склонны выбирать легкие задачи, избегая сложных заданий, большинство из нас автоматически развивает и улучшает свои более доступные функции, оставляя свою низшую функцию невыделенной и неразвитой. Обычно в дальнейшем наши семьи и общество усиливают эту тенденцию, призывая нас служить главным образом в тех областях, где мы продемонстрировали определенные способности. В результате наша низшая функция все больше и больше отстает. Часто мы замечаем ее существование только тогда, когда эта функция неожиданным, неподходящим и незрелым образом являет себя нам. В то же время наша высшая функция может научиться работать настолько гладко и автоматически. что она теряет свою изначальную витальность. С течением времени нас начинают типировать» в соответствии с нашей высшей функцией, и мы даже начинаем думать о себе, как если бы мы были психическими калеками, ограниченными природой, чтобы действовать адекватно только в одной — или, в лучшем случае, двух — сферах сознания. Вот некоторые из наиболее очевидных характеристик «тонированного» в соответствии с его высшей функцией; Интуит не очень замечает окружающий его мир. В основном он живет в мире будущих возможностей. Его мало беспокоит настоящая реальность, и он терпеть не может иметь дело с деталями. Например, после участия а собрании комитета интуит может быть относительно не в курсе многих деталей этой конференции, но он. вероятно, уйдет оттуда вдохновленным десятками идей для проектов, которые эта группа может «когда-нибудь» воплотить. Практические проблемы, связанные с их воплощением, он склонен оставить другим. Библиотека книг по магии/Эзотерике/саморазвитию Ощущающий тип был бы лучшим в наблюдении за практическими реальностями, с которыми надо было бы иметь дело комитету, если бы идеи интуита надо было бы воплотить. Ощущающий человек не предается мечтательным мыслям; его сенсорное сознание ориентировано на реальность. Он будет обстоятельно наблюдать условия своего внешнего окружения. Как хороший новостной репортер он интересуется конкретикой: кто, что. когда, где, почему и как. Как можно мечты интуита о будущем состыковать с существующими условиями? Является ли комната достаточно большой, чтобы разместить аудиторию? Можно ли внести пианино через эту дверь? Есть ли в бюджете деньги на этот проект? Каждый из этих двух типов спонтанно реагирует на жизнь. Интуит вынюхивает будущие возможности и предчувствует без знания, откуда у него эта информация. Сходным образом ощущающая личность автоматически записывает сенсорный опыт. Например, пока интуит занят «вынюхиванием» золотого будущего, ощущающая личность может заметить, что в этот момент в воздухе пахнет утечкой газа, и что. если с этим немедленно не разобраться, это может избавить от любой потребности размышлений о будущем. В обоих случаях эти наблюдения мгновенные и автоматические. Они возникают неосознанно и представляются как доказанные факты, невзирая ни на какую логику или противоположные аргументы. Мышление и чувство, напротив, работают более обдумано. Мыслительный тип организует свой опыт в логические категории и упорядочивает их в систематическом порядке. На комитете, например, он мог бы составить список того, что необходимо сделать до следующего собрания, и он мог бы выработать повестку’ дня для этой встречи. Если в программе должен быть выступающий, мыслитель мог бы выразить озабоченность тем, чтобы лектор был авторитетом в своей области. Чувствующий тип по-другому бы реагировал. Его бы не столько волновал авторитет выступающего, сколько то, хорошо ли он представляет себя и интересно ли преподносит свой материал. Он бы больше оценивал любую программу в соответствии с ее чувственным тоном, а не ее содержанием. «Чувство», как этот термин использует Юнг. не означает необузданную эмоцию. Совсем наоборот. Юнг описывает чувство как рациональную функцию, потому что оно может быть очень точным и тонко оценивающим, как мышление. Оно также является инструментом оценки опыта. На комитете чувствующая личность может быть хороша как радушный председатель или тамада. Она помогла бы каждому почувствовать себя как дома, но в то же время она могла бы быстро прекратить то поведение, которое не «чувствуется соответствующим этому случаю. Она, вероятно, сделает это тактично, но она может быть очень твердой — даже хладнокровной — если обстоятельства кажутся оправдывающими это. Этот небольшой набросок четырех функций-типов, конечно, очень упрощен. Но видение себя в свете этого изложения может быть полезно с точки зрения самопонимания. Еше более ценным является понимание, которое можно получить, изучая типы, о том. как функционируют другие. Это может, например, помочь нам понять, что ребенок интуитивного типа беспрестанно теряет вещи не потому, что он глуп или непослушен: он просто безразличен к материальным объектам. Сходным образом осознание того, что наш сосед является мыслящим типом, может помочь нам понять, что он не специально оказывается противным, когда он нарушает чувственный тон вечеринки, вставляя бестактные истины, 95 которые ему кажутся уместными. Или снова: если наш супруг функционирует на интуиции, мы можем избежать практических проблем при поездке на машине, не забыв положить карту в бардачок. В качестве другого примера: предположим, что мышление — это ваша лучшая функция, в то время как ваш товарищ — чувствующий тип. если вы оба это понимаете, вы можете более разумно совместно подойти к сферам разногласий. Когда ваш супруг импульсивно тратит деньги, заложенные в бюджет на будущие нужды, на антикварную вазу, которая ‘Чувствуется идеально подходящей* для гостиной, вы можете понять, что для чувствующего типа этот объект обладает ценностью, выходящей за пределы вашей логики. Зная это. вы можете избежать лобового столкновения, которое может испортить чувственный тон этого момента бессмысленными спорами. Но позже вы и ваш партнер можете помочь решению этих проблем тем. что сядете вместе и пересмотрите этот бюджет, чтобы включить ценности, важные и для чувствующего, и для мыслительного типов. Это отрывочное обсуждение четырех функций даст непосвященному читателю несколько подсказок на пути к открытию его собственной функции-типа. Но я поделюсь здесь двумя подсказками, которые я считаю полезными. Чтобы найти свою высшую функцию, понаблюдайте, как вы себя ведете или можете вести себя в чрезвычайной ситуации. Представьте себя в лесу в сумерках, далеко от цивилизации и потерявшимся от своих товарищей. Вы бы сидели и пытались придумать план действий? Или вы попытались бы понять, куда могли пойти ваши спутники и отправиться в этом направлении? Или вы могли бы оценить условия ваших ситуаций (тепло, укрытие, воду и т. д.) и решили бы оставаться там, где они были доступны? Или что бы вы делали? Иногда трудно решить, какова ваша первая функция, потому что ваша высшая и ваша первая вспомогательная функция настолько хорошо развиты, что трудно сказать, какая из них представляет ваш врожденный тип. В этом случае иногда легче найти свою низшую функцию. Один из способов сделать это — наблюдать, какие задачи вы последовательно откладываете, потому что у вас «нет времени* на них. Часто вы обнаружите, что определенные виды работ игнорируются день за днем, тогда как другие задачи (которые на самом деле более трудоемкие и сложные) действительно выполняются. Как только вы обнаружите свою низшую функцию, вы можете легко найти свою высшую, потому что она неизбежно будет другой функцией в той же категории, что и низшая. Например, если ваша низшая функция является иррациональной функцией (скажем, интуицией), то вашей высшей функцией будет другая иррациональная функция (ощущение) и наоборот. Если ваша низшая функция является рациональной функцией (скажем, чувством), тогда ваша высшая функция должна быть остающейся рациональной функцией (мышлением) или наоборот. Причина, по которой эта формула настолько стабильна, будет обсуждаться позже в другой главе. Для тех, кто хотел бы глубже разобраться в этой области. «Лекции по Типологии Юнга» (Хиллмана и фон Франц) предлагают полное описание этих четырех функций-типов и дают иллюстрации того, как они работают в практической жизни. Но приведенный здесь краткий обзор является достаточным основанием для следующего исследования теории типа Юнга в привязке к мудрому высказыванию Марии Профетиссы, приведенному выше. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Когда мы начинаем осознавать эти четыре возможности внутри себя, мы склонны называть себя в соответствии со своей высшей функцией. Другими словами, наше эго начинает идентифицироваться с нашей высшей функцией. Мы можем не описывать свои чувства в точно такой же терминологии, которая используется здесь, но мы тем не менее склонны думать о себе как об одном единстве — личности с особой склонностью, исключая другие возможности, которые мы меньше осознаем. Мы начинаем узнаваться собой и другими как «тот. кто умел руками*, или «тот. кто хорош в математике* и др. Но позже мы обычно признаем и развиваем наши вторичные функции — в тот момент «один становится двумя*. Мы «хороши руками*, но нам также нравится читать и писать стихи, например. Позже приходит начало осознания способностей в третьей области, соответствующей нашей третьей функции. Но эта функция настолько погружена в бессознательное, что ее сложно вытащить, так что часто требуется много лет, прежде чем у кого-то появляется ощущение себя как обладателя трех областей способностей. В течение всего этого времени четвертая функция обычно остается спрятанной. Она настолько похоронена в темноте, настолько не используема в связи с этим, настолько угрожающая нашему эго-статусу, что мы не можем подойти к ней напрямую. Но, продолжая развивать и использовать нашу третью функцию, четвертая функция также начинает проявляться в сознании. Применяя эту третью функцию, таким образом, «из трех* мы получаем доступ к четвертой. Когда это происходит, возникает «один как четыре*. На данный момент появляется потенциал для единства — цельность, которая включает в себя все четыре аспекта нашей психики и выходит за пределы эго-единства, с которого мы начали наши изыскания. Позвольте мне проиллюстрировать, как типы функционируют таким образом, описав краткий пример из моего собственного опыта. Я интуит с чувством как второй моей хорошо развитой функцией. Моя третья функция — мышление, и моя четвертая (и все еще безнадежно неразвитая) функция — ощущение. Ясное дело, что написание книги и подготовка ее к публикации требует навыков во всех четырех областях. Мой интерес к Таро был впервые зажжен через интуицию. Меня привлекла таинственность карт, и я учуяла возможность связать их с персонажами своих сновидений. Долгое время я ничего не делала с этим, кроме как размышляла о картах и делала единичные попытки почувствовать их возможный смысл. В связи с тем, что мое мышление все еще не хорошо развито, мне потребовалось несколько лет, чтобы организовать мою интуицию и чувства и найти слова, чтобы выразить их. Я не хотела думать о картах Таро или читать имеющиеся книги на эту тему. Мне не было интересно изучать историю Таро. Меня, интуита с очень небольшим интересом к реальности, факты и даты утомляли. Долгое время я была довольна неопределенным обобщением, что Таро было «очень старым* и не пыталась исследовать его конкретное происхождение. Меня интересовали образы карт, а не их реальность. Когда я провожу лекции и семинары по Таро, у меня постоянно возникают проблемы с голыми фактами реальности вомногих областях—особенно в тех. которые касаются пространства и времени. Я. например, расставляла стулья для участников в дружественный круг, который позволял всем хорошо себя чувствовать, но позже я обнаруживала, что стулья стоят таким образом, что несколько человек не могут увидеть экспонаты, которые были актуальной темой занятия. Мое неосознавание 97 времени также причиняло неприятности, пока я не решила эту проблему с помощью планирования своего прибытия на полчаса раньше и назначения хранителя времени, сообщавшего о том. когда отведенное время было закончено. Постепенно моя третья функция, мышление, начало помогать мне напрямую связываться с этими реальностями. Постоянно напоминая себе об этом, я начала замечать уличные знаки и прочие ориентиры, когда я впервые иду куда-нибудь. Я даже учусь рисовать приблизительные карты, но у меня все еще есть проблемы с удержанием точных пропорций. Для развития своего чувства времени я играю в игры сама с собой. «Сколько сейчас времени?* Я неожиданно задаю себе вопрос. (Я должна ответить на него, конечно, не сверяясь с часами). Навык наблюдать за углом солнца и слышать «хлопок* вечерней газеты о дорожку дома, помогает мне угадывать, когда наступает время закрыть чехлом мою пишущую машинку на сегодня и отправиться на кухню, чтобы ужин оказался готовым к возвращению с работы моего голодного мужа. Многими сходными способами через мышление и планирование я могу выстроить мост к моей низшей четвертой функции, ощущению. Однажды я смогу связаться с сенсорным сознанием более прямо. Когда это случится, я надеюсь, получу опыт нового цельного чувства, описанного Марией Профитессой как «один как четвертое». И культурально, и личностно, чисто Императора четыре возвещает новое начало, потому как именно он инициирует начало, символизируемое Словом. С его приходом, мы покидаем матриархальный мир невербального, примитивного порядка, который в большинстве своем выражал себя через музыку, танец и воображение. Здесь мы вступаем в .мир вербального, логического порядка. В наших библейских историях описаны два начала. Первое рассказывает нам, что «в начале Богсотворил небо и землю». Можно рассматривать это как сотворение высшим магом первичного ян и первичного инь (представленных в Таро Магом и Жрицей), эти двое затем были соединены вместе, как мы видели, в матриархальном мире Императрицы. Но сейчас, с Императором, приходит второе начало, которое мы можем сравнить со вторым библейским сюжетом, в котором читаем: «В начале было Слово*. Изначально Слово (символ мысли, дыхания, духа) было «у Бога». Теперь, с приходом Императора, власть Слова дарована человечеству. Самое древнее значение «Логоса» — «то, с помощью чего выражается внутренняя мысль». Слова — это основа для всех организованных мыслей, всех самоанализов. всех наук, всей письменной истории, всей цивилизации. Они являются инструментами, с помощью которых мы учимся абстрагировать мысли и отделять наши собственные эго от первичного, унитарного мира бессознательного. Тот момент, когда ребенок впервые произносит «Я* обозначает важный шаг на пути самопознания. потому что фиксирует изначальный разрыв между им самим и инфантильной идентичностью со всем творением, в котором рождается каждый новый младенец. Эта магическая фаза идентификации со всей природой иногда называется более поэтично participation mystique. По мере того, как ребенок становится более умелым в использовании слов, он постепенно отдаляется из царства примитивной магии и феминного Эроса в цивилизованный мир маскулинного порядка и Логоса, который является владением Императора. У нас есть тенденция думать о словах в основном как о средствах общения с другими, но в первую очередь, они нам нужны для общения с самими собой. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию С самого раннего детства для нас слова являются главным ключом для самопознания и интеллектуального роста. Они необходимы нам, чтобы мыслить — чтобы рассортировывать хаотические образы и события в мире вокруг нас и устанавливать нашу собственную идентичность во взаимосвязи с ними. Без дара языка мы были бы как дикие звери, навсегда пойманные в состоянии participation mystique с нашим окружением. Этот факт был ярко выражен в истории Хелен Келлер, у которой, из-за того, что она была и глухой, и слепой, не было доступа к словам. Когда она была маленькой девочкой, она переживала себя больше как неразумное животное, и поэтому и вела себя соответственно. Затем, с помощью талантливого учителя, настал этот долгожданный момент, когда маленькая Хелен смогла наконец соединить слово «вода* (телеграфированное по ее ладони в виде кода Морзе) с прохладной жидкостью, которую она знала по прикосновению и по вкусу. В тот волшебный момент родилась человеческая природа Хелен. Слова в самом деле являются новым видом магии, отличного от сил Мага. Они являются полезными орудиями, незаменимыми, чтобы помочь нам называть и классифицировать объекты нашего окружающего мира. Они помогают нам отделять нас самих от вещей, так что мы могли бы воспринимать себя самих и мир вокруг нас более объективно. Они помогают нам вспоминать невербальный опыт и передавать эти воспоминания другим. Но слова, конечно, не являются заменителями этого опыта. Слово «вода* само по себе не могло ни утолить физическую жажду Хелен Келлер, ни утолить ее жажду знаний. Без опыта слово само по себе мало что может предложить. В прошлые времена человек использовал слова умереннее. Древние Египтяне разговаривали только наполненные духом, слово было действием духа. Сегодня мы говорим от балды — наши слова всего лишь следы, суть исчезла. Может показаться, что в нашей современной чрезмерно вербализованной компьютерной культуре мы настолько далеко отделили себя от сырого материала жизни, что мы сами превратились в абстракции, потерянные в вербальной путанице. Мы относимся к словам так, будто они являются опытом, к которому они отсылают, мы в самом деле проглатываем их целиком, как если бы они были питающей реальностью. У нас духовное несварение желудка. В результате сейчас маятник возвращается обратно к невербальному опыту. Молодежь бросает свои книги и возвращается к природе. Собираются группы чувственного познания, телесных встреч и медитаций. И даже стало модным опускать слова как бесполезные, сухие и чисто интеллектуальные. «Как,» — иногда возникает вопрос. — «вы бы выразили фугу Баха или картину Клее только словами?» В самом деле, как? Так же невозможно, как кто-то бы ответил, запечатлеть «Гамлета* Шекспира с помощью чего-либо, кроме слов. Кстати говоря, ведутся споры, можно ли адекватно перевести эту’ или любую другую творческую работу словами другого языка. Потому что слова не являются признаками или фишками, используемыми исключительно для обозначения конкретных вещей. Слова — это символы, чьи отзвуки для образованного уха всегда включают в себя нюансы, превосходящие их явное значение. Мы склонны забывать, что слова, как музыка и другие виды искусства, не только орудия интеллекта. Они тоже возникают на уровне сущности человеческого опыта. Исторически слова в каждом языке w приходят к нам «неся бремя славы*. Каждое слово отражается со скрытым эхом человеческого опыта, из которого оно изначально возникло, и было усовершенствовано и изменено последующими поколениями. Поэтому, вместо того чтобы выбрасывать их все из окна, мы можем использовать сами слова как еще одну технику для овладения сенсорным осознанием. Изучение этимологии слов, которыми мы пользуемся, может быть полезным инструментом, помогающим нам соединиться с точным чувственным тоном опыта, который они описывают. Например, в предыдущей главе была проведена связь между английским глаголом «вспомнить» и древнеанглийским словом тоигпап, которое означало «оплакивать». Для меня это знание добавило новый чувственный тон не только обсуждаемому слову, но и опыту вспоминания. Можно сказать, что это добавило измерение к «воспоминанию о делах прошедших». Слова обладают силой — многими видами силы. Слова создают вибрации в природе. Вибрации от священного слова ОУМ считаются связанными с тремя силами природы: творением, сохранением, разрушением. Простейшая идея, все еще живая в самых цивилизованных частях земного шара, о том, что слова оказывают магическое влияние на людей или объекты, с которыми они связаны. В еврейской традиции священное имя Яхве никогда не должно произноситься, и одна из Десяти Заповедей призывает нас «не поминать имя Господа Бога твоего всуе». Здесь стоит отметить, что даже в первом упоминании Творения слово исполняет магическую роль. Ибо только в то время, когда Бог сказал: «Да будет свет», принцип Логоса сам по себе смог быть призван к жизни. Как будто даже самому Творцу необходимо было отделить понятие света от своего собственного внутреннего хаоса и удержать его названием до того, как он смог проявить его во внешней реальности. Имена формируют реальность и влияют на ее характер. В связи с этим фактом мы посвящаем время размышлениям об именах, которыми мы называем своих детей. Перед тем как выбрать сценический псевдоним, актеры иногда консультируются с нумерологами. Производители часто устраивают конкурсы, чтобы обнаружить имя с заманчивой «энергетикой» для нового продукта. Еще одно суеверие про имена: знание имени человека, места или предмета, дает нам определенную власть над ним. При встрече с новым человеком мы можем неловко себя чувствовать. пока мы не узнаем имени незнакомца, хотя само по себе имя не может идентифицировать этого человека никаким реальным способом. И обратно, мы можем чувствовать сопротивление слишком быстро делиться своим именем с некоторыми незнакомцами. Называние вещей — важная сторона задачи Императора. Ни в коем случае не являясь чисто интеллектуальным делом, поиск нужного названия для вещей — творческое действие, креативный акт — искусство, включающее не только мыслительную способность, но чувство, интуицию и хорошую связь с сенсорным опытом. В качестве иллюстрации к этому подойдет следующая древняя легенда. Кажется, что Сатана, завидуя вниманию Богу к Адаму, пожаловался Господу, прося, чтобы тот поместил его во главе птиц и зверей на земле Адама. После чего Господь устроил соревнование между Сатаной и Адамом, кто из них сможет правильно назвать все создания, творения. Он приказал, что победитель этого соревнования будет править царством, чьих тварей он правильно назовет. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Сатана, конечно, провалил тест. т.к. образная, творческая способность различать и терпеливая преданность порядку — самые последние таланты в репертуаре того, чей гений в столпотворении. Итак. Адам выиграл соревнование и стад правителем Эдема. И так Адам, а не Сатана, стал нашим предком. Но Господь не изгнал Сатану из сада совсем. Он все еще во многом пребывает в нем и очень активен. Возможно, одна из его функций здесь — напоминать нам о том. какой опасной вещью было то соревнование. Признавая этот факт и. помимо всего прочего, боясь путаницы, наши предшественники были склонны идеализировать принцип Логоса Императора, почти полностью оставляя без внимания Императрицу. Теперь, совсем наоборот, мы имеем тенденцию очернять Императора и восхвалять Императрицу. Наша чудовищная односторонность создала причину, закон и установила порядок кажущийся, а до некоторой степени ставший, чрезмерно ригидным. Многие люди, как молодые, так и старые, восстали против установленного порядка. Некоторые надеются полностью уничтожить эту империю, в то время как другие повернулись спиной к цивилизации в бесполезной попытке вернуть досознательный матриархальный мир смутных снов и чувств. Очевидная истина, конечно, в том. что Император и Императрица, как указывают их названия, супружеская пара. Один не может креативно функционировать без другого. Скипетр каждого изображает сферу Природы, над которой возвышается крест Духа, символизируя гармоничное единство, союз их энергий и их двух царств. Каждый имеет золотого орла, указывая, что власть каждого равно дана Богом, права каждого божественно равны. С приходом Императора инициирован новый цикл, включающий новые стремления и новые и более утонченные связи между земным царством и небесами выше. Под влиянием Императора человек не только символически. но и в действительности простирается к солнцу, к луне и к звездам. Неизбежно, если мы должны привести в жизнь наш парящий дух. мы не можем всегда стоять одной ногой в саду Императрицы. Есть времена, и в культурной, и в нашей личной жизни, когда одна из этих великих сил должна иметь больше влияния на наши жизни, чем ее противоположный партнер. В действительности, как и все противоположности, эти двое лучше работают в некоторого рода чередующемся порядке. Иногда даже необходимо одного из них отсрочивать, чтобы испытать преимущество другого. Император управляет преимущественно с помощью Логоса и мышления; Императрица в основном занята Эросом и чувством. Для Императора объективный факт — истинная правда; для Императрицы — изначально важен внутренний факт. В ее царстве раскрыть объективный факт, могущий навредить отношениям, будет нечестным, в то время как в мире Императора сокрытие такого факта было бы предосудительным. Очевидно, что в данной ситуации оба одновременно не могут работать. Но если мы дадим каждому по очереди возможность говорить, мы можем найти решение, которое бы соответствовало факту внешней реальности без причинения насилия равно важному факту внутреннего чувства. Во всех видах творческой работы особенно полезно предоставить участникам обе эти могущественные фигуры — но, конечно, никогда не одновременно. Например, во время того, что мы могли бы назвать творческой стадией Императрицы, когда образы и идеи обильно и спонтанно всплывают из глубин, обычно 101 лучше попросить Императора подождать в стороне, пока мы. не критикуя, собираем дары всего того, что появляется. Позже мы пригласим нашего Логоса присесть в качестве редактора, чтобы он помог нам отсеять и выбрать, организовать и упорядочить наши идеи. Но если он войдет слишком рано, он может иссушить свежие новые ростки нашего воображения, нуждающиеся, как и все молодые и нежные существа, в первую очередь в матери, которая бы напитала и поддержала их. Отличный способ заметить в ярких деталях, как наши внутренние Император и Императрица совместно работают — сравнить черновики, скажем, стихотворений Китса. Там можно увидеть, как богатое воображение женской чувственной стороны поэта позднее было обрезано, облагорожено и оформлено его критическим Логосом для создания готового продукта. Поразительно не только совершенство того, что остается, но также и незамутненная красота многого из того, что было принесено в жертву. Для этой изящной работы отбора Император художника должен быть чувствительным, проницательным и мужественным. Одним из конкретных способов использования числа четыре Таро является помощь нам в осознании своего типа Императора, символически говоря, влияющего на нашу культуру и наши личные жизни. Он расслаблен, энергичен, способен к воображению? Или он ригиден, разочарован, невосприимчив? Каковы некоторые из бессознательных представлений, лежащих в основе нашей личной и культурной «империи»? Верит ли наш внутренний Император в совершенство? Утопию? Полное искоренение зла? Превосходство белых? Превосходство черных? Во что? Один из способов узнать Императора — в течение нескольких мгновений изучить его изображение и затем кратко записать, не цензурируя и не редактируя, все. что вы чувствуете, он мог бы ответить на подобные выше заданным вопросы. Вы согласны с его ответами? Если нет. то в чем вы отличаетесь? Если вам показалось сложным вчувствоваться в характер этого Императора, полезная техника — сравнение его с другими изображениями похожего рода фигур. Сравнение этой карты с его соратниками из других колод Таро наиболее полезно. Например. Император, изображенный на колоде Уэйта, кажется намного старше и внушительнее, чем тот. которого мы обсуждали до этого. У Императора Уэйта длинная, седая борода, и он сидит на огромном троне, его ноги заключены в почтовый мешок. Можно представить, что его ответы на наши вопросы могли бы несколько отличаться от ответов Марсельского Императора. Какие бы ответы вам ни удалось получить, пожалуйста, запишите их в своей тетрадке для записей по Таро и отложите ее в сторону. Позже, изучив некоторые другие карты, было бы интересно снова «поинтервьюировать» этого персонажа. К тому времени, возможно, он предложит какие-то новые идеи. Библиотека книг по маги и/эзотерике/саморазвитию