ПАПА: ВИДИМОЕ ЛИЦО БОГА Душа человека естественным образом религиозна. Ориген До этого момента каждая обсуждавшаяся карта изображала только одну фигуру, персонаж с магическими наклонностями или сверх человеческих пропорций, размеров. На карте номер пять (Рис. 33) изображено нечто новое. В дополнении к обычному архетипическому персонажу (в этом случае Папе) мы впервые видим фигуры человеческого размера. Они изображены в виде двоих людей из духовенства, коленопреклоненных перед Папой. У того, что слева, висит похожий на кардинальский головной убор, и у обоих есть тонзура (выбритая лысина), которая, как миниатюрный нимб, провозглашает их посвященность, преданность духу. Папа восседает на троне, как центральная фигура, обрамленный, ограниченный спереди двумя коленопреклоненными мужчинами и двумя прямо возвышающимися колоннами сзади. Таким образом он еще раз повторяет свое число пять — число, символ квинтэссенции. сущности, этого ценного и неразрушимого качества, которое известно только человеку и которое превосходит границы четырех земных элементов, общих для людей и зверей. Таким образом тогда мы можем рассматривать Папу как экстернализиро-ванное (внешнее) воплощение человеческой борьбы за соединение с божеством — его посвященность, преданность поиску смысла, который ставит человека выше животных В то время как Фрейд рассматривал религиозное стремление как простую сублимацию сексуального либидо. Юнг видел потребность, жажду человека в трансцендентном смысле как истинное sui generis в человеческой психике — как внутреннюю предиспозицию человечества — творческую силу даже более непреодолимую, чем 103 потребность в физическом размножении, воспроизводстве. Как символ такого объединения, Папа с его бородой и с его свободным платьем, андрогинен. так как объединяет в своей личности и маскулинный и феминный элементы. Папа — могущественная фигура и символически, и в мире реальности. Как и Маг. он соединяет внутренний и внешний миры, но более сознательным и честным образом. Можно даже сказать, что функция Папы заключается в том. чтобы сделать для человека доступным трансцендентальный мир, который до этого можно было достичь только с помощью интуиции. Его назвали «видимым лицом Бога*, потому что он наделен манной самого Господа. Как и всегда, в случае с этими архетипическими силами, которые двигают нас внутрь, сначала мы должны пережить их как существующие в нашем внешнем окружении. Все мы время от времени проецируем на других качества Мага, Жрицы, Императрицы и Императора. Переживая эти качества, как принадлежащие (часто ошибочно) лицам нашего окружения, знакомым, мы. в конце концов, понимаем, начинаем понимать, что у нас самих есть возможности, потенциалы и характеристики сходной природы. По мере того, как мы начинаем все больше осознавать наши внутренние силы, ответственные за счастье и беды, преувеличенные проекции, в которые мы одевали наших друзей и врагов, постепенно опадают. По мере того, как мы взрослеем, пастыри, наставники, учителя, психологи и политики в нашем окружении больше не несут для нас те характеристики, которые по праву принадлежат нам самим. В итоге они (и мы) приобретаем более человеческие пропорции, размеры. Но это очень и очень длинная тропа — и исторически, и в нашем личном развитии. Человеческое сознание — как и само человечество. — молодо и слабо. Нам необходимы сильные, надежные держатели проекций, чтобы начать осознавать множество сил, действующих внутри нашей человеческой психики. Идеальный носитель нашей веры и ожиданий — Папа, изображенный здесь. По сравнению с двумя незначительными, маленькими, тщедушными, скромными фигурами перед ним, он кажется сверхчеловеческих размеров. Также верно, что он — представитель Бога на земле. Слово «pope* («папа», англ.) родственно латинскому pater и итальянскому papa. Как Император был верховным, высшим Отцом в управлении жизнью в мирском обществе. Папа является верховной, высшей отцовской фигурой Церкви, управляющей своими «детьми» в религиозном обществе. Его название «понтифик» происходит от латинского pontifex, что означает мост. Он является мостом между человеком и Богом. Он соединяет систематизированный опыт Церкви (символизированный видимыми за ним колоннами) с живым, человеческим опытом персонажей перед ним. В областях, в которых они еще не научились слышать и слушать свой собственный внутренний голос, или потеряли с ним связь, папа предлагает им мудрость системы коллективных ценностей для поддержки и указания направления на их пути. В примитивном мире Мага. Жрицы и Императрицы мужчины и женщины жили в тесной связи со своей инстинктивной стороной. Они действовали не как отдельные индивиды, а больше как атомы, вращающиеся вокруг центра: каждая исполняла, проживала определенную функцию для группы, напоминая в некотором роде пчел в улье. До появления Императора с его акцентом на делах и словах, которые являются сутью цивилизации, люди все еще знали, как слышать голос бессознательного, когда он разговаривал через сны и видения. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию Но с Императором эта participation mystique между человеком и природой начала слабеть. Энергии необходимо насильно отвоевать свободу, чтобы очистить леса и построить империю. Также и во внутреннем ландшафте начали подниматься над первичной материей родового сознания островки эго-сознания. Посредством внешней работы и слов человек постепенно начал терять контакт со своей внутренней сущностью. Чем больше человек теряет контакт со своим собственным непосредственным переживанием, опытом духа, тем больше он начинает полагаться. доверять догме, извлеченной из мистического опыта других. И постепенно в течение веков, по мере того как он включился в сложные личные взаимоотношения. присущие соревновательному, индивидуалистическому обществу, человек стал больше чувствовать потребность в индивидуальной исповеди, признании и наставничестве в вопросах личного сознания. Из этих потребностей возникла и выросла церковь, во главе с Папой. Как лицо, озвучивающее Бога, он является окончательным судьей всех моральных вопросов. И именно он должен устанавливать, определять конечную, предельную аутентичность всего мистического опыта. У Папы Таро правая рука, поднятая в традиционном знаке благословения, раскрывает два поднятых пальца. Это указывает на то, что моральные проблемы, включающие противоположности добра и зла. находятся в его власти, ведении, чтобы открыто их признать и иметь с ними дело. Большой палец и еще два оставшихся пальца, которые он держит закрытыми, может означать, что троица, триединство — святая тайна — которая не должна изучаться научным путем, но должна вместо этого переживаться эмоционально. Папа держит ключ от этой святой тайны сокрытой, спрятанной в ладони его руки. В качестве моста между догмой и опытом, между законами, принципами и их практическим применением Папа истолковывает духовный закон. Он разрешает трудные вопросы греха и святости. Он защищает Церковь от распада на отдельные секты; и в то же время он может внести изменения в закон, когда необходимо приспособиться к индивидуальным обстоятельствам, которые ему кажутся исключительными. В отличие от Жрицы, он не держит никакой книги; он не справляется, не советуется с законом — он есть закон. Как представитель Бога на земле, он непогрешим. Его сила — высшая над всем человечеством. Даже Император должен преклоняться перед ним. Изображенный здесь Папа держит свои атрибуты в облаченной в перчатку руке, возможно, показывая, что это не его индивидуальная, человеческая рука обладает непогрешимой и высшей силой, властью. Он олицетворяет собой священный долг, не поддающийся искушениям смертной плоти. На его перчатке начерчен крест, древнее изображение креста, указывающее на старину Церкви. Эта перчатка, должно быть, так же стара, как и церковь, которой принадлежит. Без сомнения, ее носили многие Папы до этого — и будут носить еще многие после его смерти. Его трехрядный тпарный головной убор, сходный с тем. что надет на Жрицу, повторяется в тройном кресте его амуниции. Господство Папы над тремя мирами (дух, тело, душа) подтверждается еше раз и более явно об этом говорится. Но он держит свою амуницию в левой руке; он управляет из сердца, а не силой воли. Два прелата, нарисованные здесь, кажутся почти близнецами. В наших снах, перед тем. как должно появиться в сознании новое качество или функция, часто появляются близнецы — лучший символ для двойственных аспектов, характерных 105 для осей жизни. Два священника в этой карте могут символизировать многие ряды близнецовых аспектов и человеческой религиозной природы, которую он начинает осознавать. Среди них можно было бы представить конфликты между внешним фактом и внутренним смыслом, неоднозначные импульсы по направлению и к добру и ко злу. проблемы, включающие публичную власть против частного сознания и прочие тонкости индивидуальных отношений — проблемы, о которых Император и его подданные были относительно не осведомлены. Эти две преклоненные фигуры повернуты к нам спинами, хотя осознание противоположностей появляется, зарождается, оно все еще бессознательно. Прелаты не смотрят прямо в лицо конфликтам; они повернуты к Папе за наставлением. По сравнению с внушительной фигурой этого понтифика, священники кажутся маленькими и слабыми. Они преклоняются перед его авторитетом. У них, почти идентичных в одежде и позе, все еще нет индивидуальной точки отсчета. Их название «братья* указывает, что они все еще являются функциями большей семейной единицы, дети матери Церкви, в то же время они начинают воспринимать себя как индивидов с личными вопросами и проблемами. Папа, с патриархальной бородой и развевающимся платьем, играет роль и матери, и отца для этих братьев. Он выражает заботу’ матери Церкви о личном развитии каждого ее прихожанина, в то же время он провозглашает, сохраняет и защищает основной закон, В отличие от Жрицы, которая в основном общается с помощью интуиции и чувства, Папа может организовывать и вербализовывать свои идеи, сводя их вместе в формальную, рациональную систему. Как Император, он является воплощением маскулинного Логоса, но его интересы более широкие, все включающие, чем у первого, который имеет дело преимущественно с физическим благосостоянием и социальной заботой о своих подданных: а его также заботит внутренний мир сознания и ответственности. Различие между Императором и Папой ясно указано в том. как эти архетипические фигуры изображены в Таро. Император показан смотрящим за далекие горизонты, его глаз окидывает взором целостность его империи. Папа смотрит на индивидов перед собой; он дарует им аудиенцию — он общается с ними. Это взаимодействие между архетипической фигурой и человеческой означает важный шаг в историческом развитии человеческого сознания. Именно в этом месте человек появляется как отдельное существо и начинает переживать свое собственное человеческое существование относительно сверхличностных сил. До этого момента в данной серии Таро архетипические фигуры занимали все пространство карты: у них был полный размах. В нашем младенчестве и в младенчестве человеческого сознания силы, символизируемые Магом, Жрицей, Императрицей и Императором контролировали наши жизни без препятствий или вопросов. Их магия казалась столь сильной, что слабое эго сознание не могло противостоять им. В самом деле, инфантильное человеческое эго все еще не обладало формой. Как ясно показывают первые четыре карты нашей серии Таро, для индивидуального эго сознания не было места на картине, и еще меньше для разговаривающей части. В карте Папы впервые человечество противостоит архетипу. Происходит диалог между сознанием и инстинктивными силами психики. Безусловно, у коленопреклоненных фигур еще нет сил противостоять сверхличностной силе; но они разыскали его для своих вопросов и проблем. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию ‘ ‘ Папа, несмотря на то, что сидит на троне, что приличествует его богоподобному виду, тем не менее является также человеком — он существует в земной реальности. Как и у Христа, у Папы двойственное происхождение: он небесный представитель Бога — в то же время он также и человеческое существо, что означает, что в своей личности он принадлежит времени, в своей сущности он бессмертен. Отдельно взятый Папа, нарисованный здесь, умрет, в то же время, пока жива Церковь, у Папы всегда будет преемник. Другими словами, Папа напоминает архетип Спасителя, парадигмой которого в нашей культуре является образ Христа. Как Христос, Папа ставит моральные проблемы, заостряя человеческое восприятие в области человеческого сознания. В то же время как Спаситель он освобождает человека от вины, присущей человеческому стремлению к познанию добра и зла — этому древнему греху, который является «первородным» только для человека. Рассматривая также психологически. Папа в Таро является спасителем, т.к. согласно Юнгу, тот вид противостояния, который он подчеркивает, является спасением для человеческого сознания. Если бы это было не так, говорит Юнг. не было бы продолжающегося диалога между Эго и архетипом, человек никогда бы не смог распутать свою идентичность из архетипической утробы и освободить себя от слепой силы инстинктов. Как указывал Юнг. без этого типа взаимодействия между человеком и трансцендентальным, ни человеческое сознание, ни сам дух не смогли бы появиться и созреть. В своем «Ответе Иову» Юнг использует библейское столкновение между Иовом и Иеговой как парадигму для такого рода противостояния между человеком и архетипом. Юнг показывает, как в процессе этого столкновения оба персонажа меняются. Иов начинает понимать и принимать всесильную природу своего Бога, а сам Иегова начинает осознавать свои собственные сомнительные отношения с Сатаной. Говоря символически, и сомневающееся человечество (Иов), и его образ Всемо- гущего Духа (Иегова), развиваются и растут благодаря такому внутреннему диалогу. Хотя смиренное поклонение этих двух священников, изображенных на пятой карте, сильно отличается от проницательного расспроса, в котором Иов противостоял Иегове, тем не менее это начало. Священники искали архетипическую фигуру, и он даровал им аудиенцию. Папа готов услышать их вопросы и общаться с ними. Но такие диалоги между человеком и архетипическим не всегда так безоблачны, как они показаны на этой картинке. Здесь Папа общается. Но он также может отлучать. Рука, поднятая здесь для благословения, если на нее посмотреть при определенном освещении, может превратиться в знак проклятья. Рисунок 34 показывает образ, созданный тенью руки. Она напоминает голову Бафомета, дьявола. Есть старое поверье, что, если эта тень упадет на кого-нибудь. Рис. 34 107 благословение Папы превратиться в анафему. Даже сегодня те, кто верят в это. всегда заботятся о том, чтобы во время присутствия на папских церемониях избегать стоять там, где на них может упасть эта тень. Говоря психологически, все главные архетипические фигуры, о которых мы говорили, будучи огромными и могущественными, естественно, отбрасывают тени, соответствующие своим размерам. Тень религиозного авторитета, как показывает история, может быть в самом деле дьявольской, среди наиболее явных проявлений которой являются догматизм и фанатизм. Когда бы эго ни идентифицировалось с архетипической фигурой, оно излучает силу, которая одновременно является и очаровывающей, и непреодолимой, притягательной. захватывающей, и в то же время ужасающей и отталкивающей. С этим видом власти, являющимся сверхчеловеческой, тяжело связываться человеческим способом. Особенно это касается архетипа Мудрого Старца, чью публичную сторону мы видим изображенной в Папе, и чью карту в более индивидуальном изображении мы обсудим, когда она появится в девятой карте — Отшельник. Каждая из этих фигур наполнена особой манной, потому как каждая, кажется, говорит голосом Бога. Иногда люди, охваченные страстной интенсивностью этого архетипа, отдаются делам, откровенно религиозным или философским. Но, если нельзя найти никакого адекватного контейнера для энергии в организованной религии или философии, индивиды, захваченные архетипическим Мудрым Старцем или Спасителем. выльют свою религиозную страсть на другие дела, такие как вегетарианство. экология, органическое садоводство или групповая терапия. Вдохновленные сверхличностной мощью этих архетипический сил. люди, в другом случае вполне обычные, будут приставать к незнакомцам на улицах, призывая их искать Бога. Даже сосед напротив, до этого скромный или даже стеснительный, застенчивый, движимый этим архетипом, может ораторствовать во время проведения общественных мероприятий, растолковывая достоинства Т. М„ Е. S. Т., Фрейда, Юнга или макробиотиков. Папа — фигура Логоса; и как таковая, он также символизирует анимус, термин Юнга для бессознательного маскулинного принципа, в том виде, в котором он проявляется в психике женщины. Анимус может принимать различного рода формы, несколько из которых изображено в Таро. В своей работе под названием «Анима и Анимус» Эмма Юнг выделяет четыре стадии развития Логоса; как они появляются внешне в культуре и внутренне в бессознательном женщин вообще. Она говорит, что первая стадия воплощает идею управляемой силы. Эта стадия изображена в Таро в виде Мага. Вторая стадия, поступок, олицетворена Рыцарем Таро. (Далее он также появляется как молодой королевич, изображенный в седьмой карте, Колесница). Третью стадию развития анимуса она называет слово. Она персонифицирована в Таро как Император. И четвертая стадия, смысл, изображена как Папа. В своем обсуждении развития анимуса Эмма Юнг говорит: «Также как существуют мужчины с выдающейся физической силой, мужчины поступков, мужчины слов и мужчины мудрости, также существует и образ анимуса, различающийся в зависимости от конкретной стадии развития женщины или от ее естественных способностей». Далее она также указывает, что нахождение общего языка с анимусом смысла является особой проблемой для сегодняшней женщины. «Прежде Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию всего, — говорит Эмма Юнг, — она редко находит удовлетворение в официальной религии, особенно если она протестантка. Церковь, которая когда-то в большей степени заполняла ее духовные и интеллектуальные потребности, больше не предлагает ей этого удовлетворения. Раньше анимус. вместе со связанными с ним проблемами, мог быть перенесен вовне (т.к. для многих женщин библейский Бог-Отец означал метафизическую сверхчеловеческую сторону образа анимуса) и пока духовность могла быть таким образом убедительно выражена в общепринятых формах религии, не возникало никаких конфликтов. Только сейчас, когда это уже не может быть достигнуто, возникает наша проблема*. В своем обсуждении борьбы женщин за равные права с мужчинами Эмма Юнг подчеркивает тот факт, что это «не идиотское подражание мужчинам или соревновательное влечение, предвещающее мегаломанию»: что потребность найти духовное и интеллектуальное выражение является настолько же инстинктивной, насколько и необходимой как для женщин, так и для мужчин. Найти общий язык со своим духовным анимусом. говорит она. особенная проблема сегодняшних женщин, т.к. из-за контроля за беременностью и современных технологий, энергии, до этого требуемые для воспитания детей и ведения домашнего хозяйства в конце концов освободились для духовного развития … «мы не как Ева древности.» продолжает автор, «привлечены красотой плода с дерева познания, и змей не подстрекает нас насладиться им. Нет. мы получили нечто вроде команды: мы сталкиваемся с необходимостью кусать это яблоко, несмотря на то, считаем ли мы, хорошо его есть или плохо: сталкиваясь с тем фактом, что рай естественности и бессознательности, в котором многие из нас с большой охотой пребывали бы, навсегда утрачен». Кажется, что поиск смысла является необходимостью нашего времени — возможно, особенно для женщин, но также и для мужчин. Мы культурально сейчас находимся на четвергом этапе развития логоса. Мы не можем ожидать волшебного решения наших проблем — исцеляющих церемоний, исполняемых племенным знахарем. Возможность избежать духовной конфронтации благодаря дальнейшему завоеванию новых географических границ — истощать наши энергии в делах — давно утрачена. И стерильные слова давно не утоляют наш духовный голод. Для многих из нас Папа, как глава Церкви, больше не служит нашим потребностям. Мы должным каким-то путем раскрыть внутри себя его внутренний прототип и найти способ связаться с этим архетипом. Число Папы — пять. Символическое значение этого числа воплощает четыре элемента, общие для всех творений, синтезируя их с помощью одного элемента духа, который является особой областью человека. Пять также является числом человечества, т. к. у человека есть пять органов чувств и пять пальцев на каждой руке или ноге. Число пять создает мост между человеческим физическим существованием и архетипической тайной чисел. Существует много примитивных обществ, которые могут считать только до пяти: и во многих культурах, включая нашу собственную, пять используется как удобное средство счета. У пятерки есть волшебные свойства, качества: если возвести ее в квадрат, она всегда возвращается к себе самой. По этой причине древние называли ее сферическим числом и считали, что она связана с бесконечностью. Пять это 3+2: она совмещает Троицу Духа с противоположностями человеческого опыта. Как и 4+1 она также воплощает квинтэссенцию, это драгоценное 109 вещество, за пределами четырех элементов, четырех функций, четырех направлений и всех других четверок, которые определяют нашу земную реальность. Говорят, что первые четыре числа представляют принцип реальности, в то время как число пять означает конечную реальность. В этом смысле она также может символизировать психоидный уровень человека, бессмертное основание психики, из которого возникает все остальное. Как и все нечетные числа, пять считается маскулинным числом, несущим особую важность духа. Причина этому в том. что нечетные числа, поделенные пополам, всегда оставляют число один — главное число духа – свободно стоящим. Один никогда не может быть уничтожен или ему никогда не может быть причинен ущерб этим делением. Китайским знаком человека является пентаграмма. Человека как квинтэссенцию человеческого существования иногда изображают в виде пентаграммы, с вытянутыми конечностями, определяющими четыре вершины этой звезды, и человеческой головой в качестве пятой вершины. Пентаграмма — звезда откровения (апокалипсиса), направляющая волхвов к яслям. Это также звезда универсального синтеза. В соответствии с позициями ее вершин, этот символ может представлять порядок или путаницу. С одно)! вершиной вверху она представляет Спасителя; с двумя вершинами сверху она представляет Сатану, рогатого козла Шабаша. С ее вершиной внизу она представляет интеллектуальный беспорядок, разрушение и безумие, сумасшествие. В таком виде это дурное предзнаменование, предупреждение черной магии. Головой вверх пентаграмма может направлять и защищать, оберегать человека. Маги, волшебники чертят, рисуют знак пентаграммы на своих дверных порогах, чтобы вмещать, удерживать позитивные силы, чтобы те не рассеялись. и она также используется для отвращения злых духов. Как мы уже видели. Папа также воплощает силы, которые являются и благотворными. и разрушительными. С одной стороны, внутренний Папа — это функция в нас, управляющая нашим духовным благополучием; врожденное сознание, которое говорит нам. когда мы согрешили против духа: и как Папа, этот внутренний голос может быть настолько надежным, чтобы быть фактически непогрешимым. Но как мы все знаем, этот внутренний Папа может также отбрасывать дьявольскую тень. Когда бы этот изначально ♦все еще тихий голос* внутри нас ни начал истерически кричать, осуждая, обвиняя мир в целом и наших друзей и соседей в частности. нам надлежит быть наготове. И если освещение адекватно, мы тоже можем ясно увидеть его рогатую тень на стене. Библиотека книг по магии/эзотерике/саморазвитию